Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств
Страница 1

Психологическая информация » Роль психологических исследований в изучении особенностей и природы пограничных психических расстройств » Теоретические проблемы исследования пограничных психических расстройств. Методы психологического исследования невротических и личностных расстройств

Применение экспериментально-психологических методов, традиционно используемых в психиатрии, получило свое распространение на рубеже XIX—XX веков. Еще в 1907 г. В.М.Бехтерев описал ряд методических приемов «объективно-психологического исследования душевнобольных», подчеркивая, что эти методы не только дополняют и углубляют клинические наблюдения, но и в значительной мере их объективизируют в противовес субъективному мнению психиатра, базирующемуся на индивидуальном опыте. Экспериментально-психологические методы, разработанные Г.И.Россолимо, А.Н.Бернштейном (1911, 1922), Л.С.Выгодским (1937), В.Н.Мясищевым (1935—1968), А.Р.Лурия (1963), Б.В.Зейгарник (1972), С.Я.Рубинштейн (1970) и многими другими отечественными психологами, явились тем методологическим базисом, на котором была построена отечественная патопсихология.

Если собственно психопатологические явления изучаются методом клинического наблюдения и расспроса больных, то экспериментальный метод в патопсихологии позволяет отделить причину того или иного явления от условий и дает возможность последовательно перейти от описания феноменов к анализу причин и механизмов симптомообразования. Причинно-следственные отношения в психопатологии не являются простыми, однозначными, и именно в процессе психологического эксперимента эти связи становятся более очевидными. Экспериментальный анализ каждого симптома в условиях психологического исследования позволяет обнаружить те условия, в которых этот симптом усиливается, ослабляется или меняется качественно [35, с. 108].

В связи с тем, что экспериментально-психологические методы оказались незаменимым подспорьем в оценке различных функций интеллекта — памяти, внимания, логического мышления, ассоциативных процессов, способности к обобщению, а также при изучении эмоционально-волевой сферы («уровень притязаний», «выбор ценностей», «самооценка»), они получили широкое распространение в клинической практике в качестве тонкого и достаточно объективного инструмента, позволяющего уточнять особенности психопатологического процесса, глубину психических нарушений и нарастающего личностного дефекта [29, с. 57].

Патопсихологическая диагностика при пограничных психических расстройствах – это в первую очередь диагностика личности. Не следует, однако, игнорировать и роль исследования особенности познавательной деятельности. Диагностика неврозов и психопатий всегда идёт путём дифференцирования с неврозо- и психопатоподобными состояниями, возникающими в связи с процессуальными органическими и соматическими заболеваниями.

Для диагностики невротических расстройств используют группу методик, которые включают опросники, предназначенные для выявления и ориентировочного синдромологического определения неврозов. Эти довольно многочисленные опросники служат для предварительной, доврачебной диагностики неврозов (опросники для скрининга неврозов).

Невротически–депрессивный опросник Т.Ташева разработан для скрининг–диагностики неврозов при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной, диагностики. Состоит из 77 вопросов, ответы на которые дают характеристику состояния больного в соответствии со следующими шкалами: общеневротической, депрессии, вегетативных расстройств, истерии, навязчиво–фобической симптоматика. При наличии высоких показателей по двум шкалам речь идет о сложном характере невротического синдрома [6, с. 184].

Страницы: 1 2 3 4 5

Развитие
Символы восьмой группы обозначаются словами "эволюция" и "развитие". В определенном смысле об этих словах можно говорить как о синонимах. Развитие означает высвобождение внутренних сил и подразумевает переход от возможного к действительному. Два основных символа развития – зерно и цветок: зерно, которое скрыто, содер ...

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит Э ...

Волевая сфера личности. Классификация волевых качеств личности
Все волевые действия целенаправленны. Но чтобы цели достигались, нужные действия должны согласовываться. Без определенной цели и учета обстоятельств, при которых приходится действовать, люди не смогли бы подчинить себе природу и использовать ее блага, вести человеческий образ жизни и сообща производить все то, что необходимо для удовлет ...