Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)
Страница 13

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Юридическая психология (предмет, задачи, система, методы, история)

Второе возрождение психологии и (юридической в том числе) произошло в 60-е годы ХХ века. В это время за рубежом выходит ряд фундаментальных исследований по юридической психологии, таких как «Психология и преступность» (1956г.) Р. Луважа, «Правовая и криминальная психология» (1961) Г. Тоха, «Криминальная психология» (1961) О. Абрахамсона, «Психология для работников следственных, судебных и исправительных органов» (1955) Г. Аудича.

Однако работы этого периода в нашей стране характеризуются сохраняющимися серьезными ограничениями, накладываемыми общей методологической и социально-политической парадигмой советского времени. Эти ограничения выражались в том, что практически невозможно было системное исследование природы правонарушений и преступлений. С одной стороны, как результат скандально известной сессии ВАСХНИЛ 1949 года, когда была разгромлена отечественная генетика, надолго и прочно укоренился страх перед исследованием психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения. Такие исследования однозначно трактовались как биологизаторство, что считалось несовместимым с марксистко-ленинской методологией. Достаточно вспомнить, какому жестокому и длительному остракизму подверглись работы В.П. Эфроимсона «Родословная альтруизма» (1971) и И.С. Ноя «Методологические проблемы советской криминологии» (1975), в которых была сделана попытка обратить внимание на некоторые биологические детерминанты отклоняющегося поведения. С другой стороны были невозможны, по сути дела, и исследования социальных причин преступности, вольно или невольно ставящие под сомнение непогрешимость существующего социального строя, приводящие к выводу о серьезных дефектах социального управления, находящиеся вне критики коммунистической партии. Поэтому глубоких и объективных работ этого периода по юридической психологии выделить крайне трудно – сама проблематика имела политический подтекст.

Третий период в развитии отечественной психологии.

После распада СССР в конце 1991г. начинается драматический процесс переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, и прежде всего ее методологических оснований, восходящих к марксизму.

На смену догматическому курсу пришел плюрализм методологических ориентаций. Стало очевидным, что не может быть одной единственной теории, на основе которой можно построить психологическую науку, что решение принципиальных вопросов должно опираться на разнообразные философские воззрения. При этом сохраняют свое значение основные методологические принципы психологии: объективности исследования, детерминизма и системности, принципы изучения психики в развитии, в единстве сознания и деятельности.

Другой особенностью психологии постсоветского периода является ее сближение с практикой. Расширилась сеть самостоятельных психологических служб: от инженерно-психологической деятельности до психологического консультирования. За последние 15 лет исследования юридической психологии приобрели широкий диапазон. Эти исследования не только в области криминальной психологии оперативно-розыскной деятельности, проблем судебно-психологической экспертизы, аспектов превентивной психологии и проблем пенитенциарной психологии.

Говоря о сегодняшних ключевых фигурах в ЮП следует указать работы В.В. Романова (ЮП в военной юстиции и общие вопросы ЮП), Ю.М. Антоняна (психология преступника), М.И. Еникеева (общие вопросы ЮП и особенности ее преподавания в Юр.вузах), В.Л. Васильева (автора наиболее популярных и востребованных учебников по ЮП), а также Баранова П.П. и Курбатова В.И. (авторов современных учебных пособий). В работах этих авторов с современных позиций формирующегося правового государства изложены основные научные проблемы и принципы развития сегодняшней ЮП в России.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 

Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Описание выборки и методов исследования
В исследовании принимали участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительнос ...

Ребенок и природа
Человек, будучи членом общества, есть в то же время дитя внешней природы, песчинка той громадной среды, которая называется вселенной и с которой человек волей-неволей живет душа в душу. Законы мировой жизни вполне тяготеют над человеком и неизменно определяют все его развитие. Поэтому правильное, чуждое искусственности первоначальное во ...

Характеристика основных функций процесса общения
Как справедливо замечает Г.М. Андреева[2,С.125], в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция ...