Психологические основы предварительного расследования
Страница 5

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Психологические основы предварительного расследования

Такое эмоциональное состояние также отрицательно повлияло на качество осмотра, который проводился, по свидетельству его участников, всего лишь в течение 20 минут! Поэтому некоторые детали обстановки дома, где произошло убийство, были отражены в протоколе с грубыми искажениями, а на многие вообще не было обращено внимание. Все событие подгонялось под заранее искусственно созданную схему «парного самоубийства», что также отразилось на ходе и результатах осмотра, о чем мы уже писали выше.

Следственная ситуация, связанная с осмотром места происшествия, является ситуацией повышенной ответственности. Поэтому психическое состояние следователя во многом зависит также и от результатов самой поисковой деятельности. Низкая результативность, переоценка следователем возникающих в связи с этим трудностей раскрытия преступления нередко приводят к излишним волнениям, вызывают повышенное беспокойство за судьбу дела и связанного с этим личного профессионального престижа.

Большое влияние на возникновение у следователя тех или иных интеллектуальных, волевых психических состояний (заинтересованности, деловой, познавательной активности и т.п.), на эффективность его перцептивной, мыслительной деятельности на месте происшествия оказывают межличностные отношения в системе следователь – прокурор. Напоминание следователю перед выездом в обостренно негативной, тем более в грубой форме о его прежних упущениях по службе может лишь усугубить отрицательные эмоции, вызвать у него сомнения в своей профессиональной пригодности и в сочетании с другими факторами (например, с тревожно-мнительными чертами характера) ослабить положительное влияние способностей, знаний, затормозить перцептивные процессы, существенно снизить уровень внимания во время осмотра. Напротив, выражение прокурором убежденности в том, что следователь справится с полученным заданием, проявит знания, раскроет свои творческие способности, демонстрация готовности прийти к нему на помощь будут способствовать повышению у следователя уверенности в своих силах, еще большей сосредоточенности, готовности успешно выполнить поручение. Особенно чувствительны к такому отношению начинающие работать в органах прокуратуры следователи.

Получив сообщение о происшествии, не следует проявлять излишнюю торопливость, создавать обстановку дефицита времени, что способствует нагнетанию состояния психической напряженности. Необходимо успокоиться, подумать, обратится к аналогиям, прошлому положительному опыту.

Находясь в пути к месту происшествия, целесообразно отключиться от всяких посторонних раздражителей, всевозможных мыслей о каких-либо служебных или семейных неприятностях. Следует активизировать состояние деловой активности, желание приступить к осмотру, найти следы преступления. Необходимо акцентировать мысли на положительных моментах своей профессиональной деятельности, своих положительных качествах, которые помогали добиваться успеха.

Когда на место происшествия выезжает оперативная группа, в которой имеется более опытный следователь, обычно являющийся ее руководителем, то неизбежно начинают действовать социально-психологические механизмы ее функционирования: формируется групповое мнение, которое уже весьма трудно оспаривать отдельным членам группы, особенно тем, у кого имеется небольшой опыт работы (феномен группового давления). Это может приводить к конформному, починяемому поведению отдельных членов группы, снижать эффективность совместной поисковой деятельности, препятствовать раскрытию творческих возможностей каждого участника. Поэтому руководителю группы необходимо проявлять должное внимание к мнениям и умозаключениям всех участников осмотра, не делать поспешных выводов, которые поддерживаются членами группы с более высоким статусным рейтингом, а также не навязывать свое мнение молодым сотрудникам, тем более в категорической форме.

Вместе с тем, в целях поддержания высокого уровня делового сотрудничества между членами группы успехи каждого из них следует рассматривать как достижение всей группы, предотвращая возможные конфликты и ненужное соперничество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Методы обучения
Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребёнка, ведущего от незнания к знанию. Применяя различные методы, преподаватель сообщает ученикам материал для познавательной деятельности и руководит ею . Методы обучения связаны с формами и способами мышления, которые обеспечивают возможно ...

Особенности состояния памяти у детей дошкольного возраста с задержанным психическим развитием
Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой (см. Приложение 3, табл. 1) Анализ образной памяти привёл к следующим выводам. Три ребёнка имеют низкий уровень развития данного вида памяти. Им удалось воспроизвести не более 4-х образов. На среднем уровне развития оказались половина участников исследования. Эти дети смогли припомнить не боле ...

Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения. Программа исследования
Цель исследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнить их с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии. Задачи исследования: · выявить установки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся и непередающиеся от поколения к пок ...