Понятие и структура психологического воздействия
Страница 1

Отличие психологического воздействия от близкого ему понятия "влияние" состоит в том, что понятие "влияние" шире, так как может быть как целенаправленным, так и непроизвольным. Психологическое воздействие - это разновидность влияния, а именно - процесс оказания влияния на психику субъекта с целью побуждения его к определенному поведению.

Структура психологического воздействия включает субъекта, осуществляющего его, объект, на который она направлена, цели, мотивы, средства, действия, приемы, условия и процесс реализации.

1. Субъект психологического воздействия - сознательно действующее лицо, осуществляющее воздействие (сотрудник ОВД: следователь, дознаватель, оперработник и т.п.).

2. Объект психологического воздействия - психика воздействуемого человека или же группы лиц (участники уголовного процесса, лица, представляющие оперативный интерес, преступные группы и т.п.).

3. Цель воздействия - определенные аспекты или сферы психики объекта воздействия (потребностно-мотивационная, интеллектуально-познавательная и эмоционально-волевая сферы), которые при психологическом воздействии должны измениться, перейти из наличного состоянии в желаемое.

4. Действия психологического воздействия, которые превращают возможность изменения объекта воздействия в действительность. Ими осуществляется процесс воздействия, и они приводят к изменению хода событий, изменяя объект, т.е. только в результате действий психологического воздействия возникают те процессы, которые приводят к изменению психических параметров.

5. Последствия воздействия или его результаты - достижение или недостижение его цели, а также побочные последствия, которые не входили в намерения воздействующего. Это те изменения в психике, которые проявляются в его поведении и деятельности и которые воспринимаются воздействующим посредством обратной связи.

Среди социально-психологических качеств, определяющих успешность психологического воздействия, важны социальный статус и авторитетность. Психологическое воздействие во многом определяется отношениями, складывающимися между субъектом и объектом психологического воздействия. Само процессуальное положение подследственных и сотрудников, как и внешние обстоятельства, их взаимодействия в рамках расследования уголовных дел при разнонаправленности их интересов, предполагают либо сокрытие и маскировку истинных отношений, либо проявление конфликтных или негативных отношений.

При оказании психологического воздействия необходимо руководствоваться определенными принципами.

Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало Конституции РФ, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.

Принцип научности предполагает, что все применяемые в юридической деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.

Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.

Создание необходимых предпосылок и условий для психологического воздействия реализуется множеством способов, подробно описанных в соответствующей литературе, поэтому остановимся здесь лишь на нескольких. Это касается, в первую очередь, современных психотехнологий коммуникации (эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование (НЛП) и др.), элементы которых могут быть взяты на вооружение сотрудником.

Смысл этих методов заключается в том, что происходит подстройка или создание подсознательного доверия - сотрудник как бы настраивается на «волну» «объекта» и общается с ним на доступном и понятном обоим языке тела, биоритмов, темпе мыслительного процесса, преодолевая неизбежные в ситуации допроса коммуникативные барьеры.

Страницы: 1 2 3

Эволюция понятия успешности в американском обществе. Формирование «американской мечты»
4 июля 1776 произошло событие, оказавшее огромное влияние на весь мир - подписана Декларация независимости североамериканских штатов. Была провозглашена их независимость от Великобритании и образовано новое государство – Соединенные Штаты Америки. И в самом первом государственном документе было провозглашено равноправие всех людей, их п ...

Методы и характеристики изучения толпы. Внешние особенности и поведение толпы. Факторы влияющие на толпу
«Массе свойственны глупость и легкомыслие, из за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей» М.Монтень ...

Лидер в толпе и механизмы управления толпой
"Идеи одного человека становятся силой, лишь когда они овладевают массами". В.И. Ленин Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а не редко и, в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувств ...