Из истории вопроса

Началом формирования института отцовства можно считать период возникновения частной собственности, когда появилась естественная необходимость передать ее в наследование одному из сыновей. В это же время за мужчиной — хранителем традиций — закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку стереотипы родительского поведения мужчины имеют социальные корни и зависят от обучения, то без соответствующих социальных условий такое поведение может легко исчезнуть. А психологическое содержание роли отца во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства он видел в своей семье в детстве.

До недавнего времени широкое распространение имела традиционная модель. В ней отец — кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль заключалась прежде всего в ответственности за воспитание сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. В настоящее время такая модель отцовства встречается в различных интерпретациях в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

Изменения в структуре семейных отношений начались с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к существенным изменениям жизненной позиции женщины и ее положения в семье. Раньше наблюдалась полная социальная и экономическая зависимость женщины от мужа. В современной семье роль главы и кормильца семьи часто берет на себя женщина. При этом она все больше времени проводят вне семьи, и перед супругами встают вопросы не только распределения домашних обязанностей, но и обоюдного участия в воспитании детей.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели отец играл вспомогательную роль в первые годы жизни ребенка. В 80-е гг. образ отца стал меняться. В странах Европы и США социологи и психологи обозначили "новый образ мужчины", который был прямо противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства стало возможным с связи с социальными изменениями в обществе: равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Американские психологи утверждают, что успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Такие отцы не отчуждаются от активного участия в воспитании ребенка. Они менее суровы, а значит, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими "чисто мужские" качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако такое воспитание имеет много негативных последствий, не отражает заботы о ребенке, и в конечном итоге, повседневное воспитание остается переложенным на плечи жены.

Исследований процесса формирования отцовского отношения явно недостаточно. Тем не менее, можно выделить некоторые ключевые факторы его формирования – это идентификация с собственным отцом, желание иметь ребенка, положительный отклик на беременность жены, желание защитить своего ребенка, чувство гордости и ответственности за него.

На основании вышесказанного, рассмотрим несколько факторов, из которых складывается психологическая готовность к отцовству. Этими факторами являются:

· Отношения к женщине;

· Детско-родительского опыта;

· Отношения к детям;

· Личностных особенностей мужчины.

Способы уменьшения влияния человеческого фактора.
Соответственно каждой группе психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев, рассмотренных выше, необходимо назна­чить группу профилактических мероприятий в каждой из них. 3.1 Мотивационная часть - пропаганда и воспитание. Необходимо помнить, что важное значение в формировании модели поведения имеет социаль ...

Методика изучения уровня самосознания
Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми: 1) о желаниях и предпочтениях; 2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы. Вариант I 1. Ч ...

Формирование жизненного пути (опросник «картина мира»)
Под картиной мира мы понимаем реальную картинку, которую мы воспринимаем всеми каналами ощущений, многомерно. Т.о., вот здесь, где слово вижу- картина мира, реальность, данная нам в ощущениях. Вот здесь, под словом знаю- описание мира - весь комплекс известных нам законов, объектов, воззрений, оценок, установок, представлений и психолог ...