Исследование влияния современных социально-экономических условий на характеристики психологического пола личности. Эволюция научных представлений и подходов исследования психологического пола личнос
Страница 1

Психологическая информация » Психологический пол личности » Исследование влияния современных социально-экономических условий на характеристики психологического пола личности. Эволюция научных представлений и подходов исследования психологического пола личнос

Проблема соотношения пола человека и его психологии издавна привлекала внимание мыслителей — представителей различных философских направлений. Первоначально представления о возможностях проявления маскулинности и фемининности были выражены в духе жесткой дихотомии, когда строгие нормативы делили признаки поведения на мужские и женские. По существу, эта была примитивная модель, которая уже в древних цивилизациях уравновешивалась многочисленными "исключениями из правил" и неприменимость которой в психологии становилась все более очевидной по мере научного изучения половых различий [51, с.21]. Тем не менее, до 1970-х годов в западных социально-психологических исследованиях широко было распространено представление о соответствии половой роли (the congruency perspective on sex role orientation) [124,131,155]: наиболее здоровой, функциональной и гармоничной психологической половой ориентацией личности считалась та, которая соответствует биологическому полу человека. Согласно этому представлению, для женщины наиболее функциональным и естественным является проявление фемининности, а для мужчины — маскулинности во всех сферах социальной активности. Фемининность и маскулинность рассматривались как противоположные полюса одномерного континуума [51], то есть считалось, что личность способна проявлять либо фемининность, либо маскулинность

В русле этой концепции проблема фемининности-маскулинности рассматривалась классиками психоанализа. З.Фрейд считал маскулинность первичной психосексуальной функцией, а формирование фемининности связывал с подавлением маскулинности и отказом от нее. По З.Фрейду, механизмом сдвига от маскулинности к фемининности является комплекс кастрации [НО]. К.Хорни, в принципе соглашаясь с идеей З.Фрейда о важности комплекса кастрации в развитии девочки, выделяет первичный и вторичный комплекс кастрации. На основе первичной зависти к пенису девочка приходит к объектной любви к отцу и психосексуально становится женщиной. Вторичный комплекс кастрации приводит к фрустрации гетеросексуального либидо, и девочка уходит от женственности, обретая маскулинные черты — формируется комплекс маскулинности. К.Хорни определяет комплекс маскулинности у женщин как "комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины" [113, с. 40].

Таким образом, с точки зрения психоаналитических концепций между маскулинностью и фемининностью существуют отношения конкуренции и борьбы: женственность возникает на пути трансформации мужественности, отказаться от женственности можно только через обретение маскулинных черт, наличие маскулинных черт у женщины является результатом уклонения от нормального развития.

В психологии в настоящее время существуют тестовые методики, основанные на дихотомичных стереотипных представлениях о психологических различиях между полами. Так, в индивидном тесте В.И.Куликова "Словесный портрет" мужские и женские типы личности выделяются как полярные (табл. 1.

Таблица 1

Полярные типы индивидного теста В.И.Куликова "Словесный портрет"(1988)

(фрагмент)

Мужской (тип конституции — мужчина; первичные и вторичные признаки по мужскому типу)

Женский (тип конституции — женщина; первичные и вторичные признаки — по женскому типу)

функция деторождения отсутствует

есть функция деторождения

препятствия преодолевает преимущественно с помощью интеллекта и силы

препятствия преодолевает преимущественно с помощью хитрости и ловкости

развито прогнозирование (склонен к решению отсроченных долговременных задач)

прогнозирование ослаблено (решает преимущественно повседневные задачи)

потребность в эмоциональном возбуждении понижена

потребность в эмоциональном возбуждении повышена; страдает от скуки

рассудительность

чувственность

упорядоченность

неорганизованность

реалистичность и критичность

идеалистичность, интуитивность, фантазерство

сдержанность

раздражительность

обращает внимание больше на содержание, чем на форму, наблюдательность и точность понижены

обращает внимание больше на форму, чем на содержание, наблюдательность и точность повышены

Страницы: 1 2 3

Социально - педагогическая реабилитация в образовательном учреждении. Организация и проведение исследования
Исследование по заявленной проблеме проводилось в три этапа: - первый этап был посвящен диагностике, определяющих дезадаптированных подростков; - на втором этапе была проведена коррекционная работа с дезадаптированными подростками; - на третьем этапе была проведена повторная диагностика, анализ и обобщение результатов. Использовалис ...

Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности
Рассмотрим состояния спортсмена, возникающие в тренировочной деятельности: Монотония – означает однообразие. Она сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе. Различают три формы монотонии: - Неуверенность Феномен «уверенность-неуверенность» характеризует процесс оценки ситуации, т. е. связан с информативной ...

Психология детей с ЗПР
Особенности психологического развития детей с ЗПР (задержкой психического развития). Формы ЗПР (М.С. Певзнер, Т.А. Власова). Основные формы задержки психического развития. Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить две основные формы ЗПР: 1) ЗПР, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложне ...