Установление взаимопонимания
Страница 1

Взаимопонимание – основа сотрудничества.

Оформление идеи

Общение начинается с формирования идеи и облечения ее словами (см. рис. 1). Уже на этой стадии возможно возникновение барьера для взаимопонимания. Барьер возникает тогда, когда собеседники не осознают различия в их картинах мира и используемых словарях.

Наиболее сильные конфликты из-за непонимания возникают у представителей близких, но различных субкультур. Не случайно американский психолог Э. Берн сказал, что «дурак – это тот, кто делает то же самое, что и мы, но только чуть-чуть по-другому» [3].

Представители близких субкультур обычно даже не отдают себе отчета в том, что само собой разумеющиеся вещи для них различны. Поэтому надо четко осознавать различие между своим восприятием мира и восприятием мира своего партнера. Сообщение желательно привязывать не столько к своему восприятию мира, сколько к восприятию мира партнера. Термины для сообщения также следует использовать не столько из своего словаря, сколько из словаря партнера.

Формируя сообщение, полезно сосредоточиться на его теме, избегая не относящихся к делу деталей. В то же время, необходимо предоставить всю необходимую для понимания и принятия решений информацию. Объяснение начинается с сообщения базисных положений, без которых вся логическая цепь рассуждения бессмысленна. Просьба о принятии мер начинается с изложения аргументирующих их положений, без которых она выглядит как необоснованное требование, что может привести к эмоциональному всплеску партнера.

Наше сообщение адресовано нашему партнеру, поэтому именно для него оно и готовится. Успех обращения напрямую зависит от степени нашей подготовленности, то есть от владения информацией о партнере и его ситуации. В этом случае нам легче включать в сообщение только имеющую отношение к делу информацию. Сообщение, направленное в «пустую», имеет все шансы остаться без внимания.

Установлению взаимопонимания может препятствовать эмоциональное состояние партнера. Если логика расходится с эмоциями, то трудно быть убедительным и заставить собеседника поверить в наши аргументы. Эмоциональный конфликт с логикой сообщения говорит на о том, что мы сами в глубине души не разделяем свою точку зрения.

Так, готовя план реструктуризации фирмы, мы находим его противоречащим интересам близких друзей. Возникающий в этом случае эмоциональный конфликт, препятствует поиску убедительных аргументов, даже если наш план реструктуризации наилучшим образом отвечает интересам фирмы.

Взаимопониманию мешают и затруднения при выражении своих мыслей. Затруднения преодолеваются работой и практикой. При подготовке выступления или доклада полезно на чистом листе бумаги в произвольном порядке написать основные мысли. Затем их следует соединить линиями, отражающими логические, причинно-следственные и хронологические связи. Таким образом, формируется «смысловая карта» выступления или доклада.

Передача сообщения

В мире полно непризнанных гениев, не сумевших донести свои мысли до окружающих.

Взаимопонимание может нарушиться на стадии передачи сообщения. Взаимопониманию могут мешать (см.рис. 2):

· Физические факторы;

· Противоречивые сигналы;

· Избыточное число посредников.

Некоторые физические факторы, такие как плохая слышимость, очевидны и лежат на поверхности. Другие, например, яркий свет, высокая температура воздуха, неудобное кресло, не столь очевидны, но, тем не менее, мешают собеседнику расслабиться и сконцентрироваться на смысле сообщения.

Установлению доверительного общения не способствует, например, расположение партнеров друг против друга. При установлении неформальных отношений лучше сесть рядом или углом.

При выступлении в аудитории следует проверить, что слушатели легко видят и слышат вас. При написании письма, - что выбранный сорт бумаги соответствует теме сообщения.

Передача слишком многих сообщений одновременно мешает их адекватному восприятию. Выбрав тему, следует оставаться в ее рамках, следуя правилу: одно общение – одна тема. Излагая же мысли в письменном виде, следует в каждый абзац вкладывать по одному тезису.

Противоречивые сообщения часто идут по вербальным и невербальным каналам одновременно. Мимика, положение и разворот тела, тон голоса, жесты – все это подтверждает или опровергает вербальное сообщение. В случае возникновения противоречия доверять следует невербальным сигналам.

При передаче сообщения через несколько посредников, каждый, вследствие особенностей своего восприятия, сообщение искажает. До получателя сообщение может дойти измененным до неузнаваемости.

Получение сообщения

Не умея слушать, мы не научимся убеждать.

На стадии получения сообщения взаимопониманию могут препятствовать факторы (см. рис. 3):

· Физические;

· Эмоциональные;

· Ментальные.

Страницы: 1 2

Активация индивидов в единое целое
Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулированием возбуждения, соответствующего воображаемому объекту. Чаще всего такое стимулирование происходит как результат руководства лидера. Оно пробуждает толпу приступить к конкретным, часто агрессивным действиям. Среди толпы обычно выделяются зач ...

Международный опыт лечения Интернет-аддикции
Америка Несмотря на длительное изучение, в этой стране Интернетомания официальной болезнью еще не признана. По американским законам, подобного рода болезнь будет признана болезнью только после того, как ее описание будет включено в «Диагностический и статистический словарь-справочник умственных нарушений» (Diagnostic and Statistical Ma ...

Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога
Результаты проведенного исследования стиля взаимодействия воспитателей групп раннего возраста Светланы Анатольевны и Ксении Сергеевны по методике В.Л. Симонова целесообразно представить в виде таблицы 1: Таблица 1. Результаты исследования стиля педагогического общения Ф. И.О. воспитателя Авторитарный стиль Демократический с ...