Политический миф
Страница 1

Электоральная интеграция » Политический миф

Проблема легитимности власти во многом зависит от того, что она предлагает гражданам в качестве основы для согласия, базы для подчинения властным воздействиям.

Политический миф

многими понимается как обманывающее утверждение пропагандистского характера, исходящее от заинтересованных политических сил. Между тем проблема политического мифа сложнее. Политическая культура проходит становление в результате трансформации традиционных мифов в политические. По утверждению К.Леви - Стросса, ничто так не напоминает мифологию, как политическая идеология, возможно, что в современном обществе последняя заменила первую. Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности, особенно - на ранних стадиях общественного развития. Мифология ориентирована на преодоление фундаментальных антиномий человеческого существования (по Гегелю, противоречий, которые служат неотъемлемой объективной характеристикой развивающегося духа, исторического бытия и мышления).

Политический миф – разновидность социального мифа, используемая в практике власти.

По определению, миф – вымысел, нечто недостоверное, невероятное, фантастическое. Мифы на ранних стадиях развития общества связаны с мифологией, более или менее систематизированной совокупностью легенд, сказаний на культурные и космогонические темы, в которых отразились примитивные фантастические представления людей на самых ранних ступенях развития человеческого общества. Согласно теории К. Юнга значительная часть мифологии – это представленные в зримой символической форме бессознательные, архетипические структуры социума. Бессознательное при этом понимается как коллективное социокультурное, как не эксплицированная до конца информационная программа функционирования и саморазвития социума. Мифологический мотив не приходит извне, но зарождается, по Юнгу, органически, возникает из почвы бессознательного.

В мифе неразрывно сочетаются вымысел, вера, знание, но сущность мифа не сводится ни к одному из них. Она состоит, по Кессиди, не в объяснении, а в объективировании субъективного (коллективно-бессознательного) переживания и впечатления. При этом порождения фантазии принимаются за подлинную реальность внешнего мира. Представитель архаического социума не способен рационально проанализировать ту или иную мифологему, и в результате образный мир, сформированный мифологическим восприятием, полностью подменяет собой очевидную реальность, которая на самом деле существует. И.Парфенов характеризует миф – не столько как миропонимание, сколько как мироощущение, на котором и основано сознание архаического человека. Миф не поддается логическому мышлению, хотя в нем можно найти элементы логики, рационального. В то же время, рациональное не определяет сущность мифа. Миф удобен для восприятия человека, понимать миф можно не думая, более того, попытка рационально отнестись к мифу разрушает его. Именно удобство мифа и делает его средством контроля сознания, проводником социальных установок.

В психологии позицию человека по отношению к мышлению иногда определяли как принцип экономии мышления. Позднее это выразилось в высказывании: «Мы предпочитаем вспоминать, а не думать». Поэтому вполне понятно, что мифологические черты присущи и сознанию современного человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Теоретические основы изучения тревожности личности в трудах психологов, философов. Тревожность как философский и психологический феномен
Тревожность в современном мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными течениями, учеными. С одной стороны, как указывали Р.Мэй, и другие это «центральная проблема современной цивилизации», как важнейшая характеристика нашего времени: «XX век — век тревоги» [36]. Ей придается значение основного «жизненног ...

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
Эмоциональное развитие умственно отсталых детей . Особым образом идёт развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка. Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: ...

Невербальные средства общения. Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении? • около 70% информации человек воспринима ...