Психологическая характеристика феномена темперамента
Страница 2

Исследованиями темперамента занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные психологические школы. Учение Гиппократа - Галена, до сих пор излагаемое практически в каждом учебнике психологии разделялось многими исследователями. По мнению Гиппократа-Галена уровень жизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, -кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой).

Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис» (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperament». На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis - кровь), холерическому (от греческого chole - желчь), меланхолическому (от греческого melaina - черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma - слизь) [44; с.95].

Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивающих индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространившаяся, прежде всего, среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Л.Л. Ростан, Г.Г. Карус), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго. В 20-х годах нашего века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей [19; с.128].

По мнению В.Ю. Москалюка каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так, воздух - источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет - в зависимости от преобладания в организме одной из систем - четыре основные типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой [24; с.72] .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что взгляды К. Сиго, как и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современных конституционных теорий, получивших широкое распространение в психологии темперамента.

Независимо от перечисленных гипотез о физических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками процессов [43; с.68].

Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. В. Вундт понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость - для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и

скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (В.Вундт, 1874).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Анализ состояния проблемы в практике. Констатирующий эксперимент.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их г ...

Методы педагогической психологии
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и другие, но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения ...

Подготовка
Людям, которые хотят пройти танцевальную терапию, нужно найти квалифицированного терапевта. ADTA предоставляет список квалифицированных терапевтов. Человеку имеет смысл проходить танцевальную терапию очень открыто и с желанием участвовать, именно тогда она сможет принести наибольшую пользу. ...