Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Описание выборки и методов исследования

Психологическая информация » Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков » Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента. Описание выборки и методов исследования

В исследовании принимали участие 32 учащихся в возрасте 14-15 лет. Социально-психологический статус и возраст являются примерно одинаковым. В качестве основного диагностического материала для определения уровня общительности, коммуникативных умений, типа и свойств темперамента были выбраны следующие методики - «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), «Тест оценки коммуникативных умений», «Айзенка личностный опросник (EPI)».

Первая методика на определение уровня общительности проводилась с помощью методики «Оценка уровня общительности» (теста В.Ф. Ряховского), которая дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. До начала эксперимента, испытуемым была зачитана инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

Вторая методика «Тест оценки коммуникативных умений» направлена на выявление оценки коммуникативных умений. До начала эксперимента, испытуемым была зачитана инструкция: «Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком, будь то товарищ, сослуживец, руководитель или просто случайный собеседник». Методика содержит 10 вопросов, на которые следует дать ответы: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда».

Третья методика «Личностный опросник Айзенка(EPI)», направлена на выявление уровня экстраверсии, эмоциональной устойчивости и тип темперамента. Испытуемым была предложена инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопрос быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Развитие познавательных процессов в онтогенезе. Ранний возраст
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению. От полутор ...

Психические регуляторы труда
Одна из задач психологии труда — изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы. I. Образ объекта (предмета труд ...

Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипны ...