Введение

Актуальность темы.

В последнее время в мире происходят изменения в возрастной структуре населения: общее постарение или "демографическая революция". Значительное увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем составе населения остро ставит вопрос о том, как переживается старость в непосредственном социальном окружении. Поэтому изучение социально-психологических вопросов пожилого возраста представляет одну из насущных проблем современной науки, так как возможны различные личностные изменения у пожилых людей преимущественно непсихотического характера, приводящих к разной степени нарушения взаимодействия их с социальной средой.

Цикл человеческой жизни от рождения до смерти вызывает любопытство многих людей, которые имеют свой личный, уникальный опыт взросления и старения.

Совсем недавно, в историческом масштабе, люди считались "старыми" или "пожилыми" в том возрасте, который сейчас мы относим к среднему или даже молодому. Так, было время, когда люди жили в среднем до 25 лет. Например, многие люди верили, что существует секрет долгожительства, различные способы омоложения, испокон веков человек мечтал не только о бессмертии и долголетии, но и об "эликсире вечной молодости", избавлении от старческой немощи, недугов и страданий.

Менее века назад в представлениях о старении и долгой жизни доминировали мистика и суеверие. Те, кто переживал своих современников и доживал до 70-80 лет, получали специальный статус, называясь "Мудрыми".

В отличие от ранних ступеней онтогенеза, психология пожилого возраста в целом разработана недостаточно. В то же время пожилой возраст – значительный этап онтогенеза человека и без его обстоятельного исследования невозможно построить концепцию психологического развития, и, соответственно, формирования образа «позитивного старения» у всех половозрастных групп населения. В отечественной научной литературе период пожилого возраста рассматривается как один из феноменов жизненного пути, который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта и имеет ряд новых, не встречающихся на ранних периодах развития, свойств и признаков. Вместе с тем, пока ещё мало известно о психологических механизмах старения и путях нейтрализации отрицательных проявлениях этого процесса. В частности, налицо знание необходимости социальной адаптации пожилых людей к позднему возрасту и незнание ее путей, способов и средств.

Цель

работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологических особенностей личности пожилого возраста.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

– рассмотреть изменения личности людей в процессе старения;

– изучить типологии групп пожилых и самого процесса старения;

– рассмотреть влияние социальных и психологических моментов на процесс старения.

Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе
Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. По мнению А.Л. Венгер[8], ...

Эмпирический анализ исследования личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми. Описание методов и методик и организация исследования
Гипотеза: Подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должен обладать следующими качествами: · общительность · абстрактное мышление · эмоциональная нестабильность · подчиненность · экспрессивность · робость · чувствительность · доверчивость · мечтательность · прямолинейность (наивность) · спокойствие · ко ...

Психологические особенности индивида в толпе
"Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы". В. Швебель Какие черты могут охарактеризовать человека в толпе, раскрывает Р.И. Мокшанцев в одной из серии работ «Высшее образование». Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощу ...