Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид; во-вторых, потому, что меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другими осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Термин "идентификация" имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека. Слово "понимание" здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть "аффективное понимание".

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания, как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности.

Это означает два момента: а) принятия личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Теоретический анализ феномена доверия. Доверие как социально-психологическое явление.
В исследовании Скрипкиной Т.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью , а с другой – с той частью мира , с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие классифицируют ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от ...

Исследования детей, лишенных семейного воспитания в психологии
Многие известные психологи уделяют самое серьёзное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни. Но в последние сто лет нарастающий темп общественных преобраз ...