Логика и принципы этнопсихологических исследований
Страница 2

Психологическая информация » Методология этнопсихологических исследований » Логика и принципы этнопсихологических исследований

При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.

Во-первых, перед психологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована (модифицирована) к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.

Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей не одинаково.

В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры. Имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?

В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик взамен заимствованных из существующего арсенала других отраслей психологии. Несмотря на определенные ограничения, оно дает вместе с тем принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.

При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопсихологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Он применяется, когда невозможны прямые контакты с носителями национальной психики. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии». В этом случае внимательному анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследования, раскрывающие специфику формирования и развития тай или иной этнической общности, ее экономики, культуры, поли- тики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.

Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, позволяет использовать методы многомерного статистического обобщения, в том числе факторного и других видов анализ.

Логика этнопсихологического исследования в целом находит выражение в составляемой в каждом конкретном случае специальной программе исследования, которая может состоять из нескольких составных частей:

1) объекта, предмета, цели, задач и гипотез и методологии исследования;

2) концептуальной модели исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показателен для оценки его результатов;

3) концепции пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования;

4) подведения результатов исследования и формулировки основных его выводов.

Принципы этнопсихологического исследования. Этнопсихологическое исследование, являясь достаточно сложным и объемным по содержанию, чрезвычайно значимым по своим результатам, всегда должно опираться на определенную систему анализа, фундамент которой — конкретные принципы изучения. Важнейшими являются принципы:

- учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии;

- анализа национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик;

- учета многообразия проявления национально-психологических характеристик людей;

- системного подхода.

Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии предполагает изучение национальной психологии как продукта исторического, экономического, политического и культурного развития и других условий, в которых живет данная этническая общность на протяжении длительного времени своего существования. Только при таком подходе можно правильно изучить, интерпретировать и осмыслить национально-психологические особенности представителей того или иного народа и специфику ее проявления. Так, исторический анализ в значительной степени делает понятными такие черты, как трудолюбие, особая внутригрупповая сплоченность, присутствующие у японцев; настойчивость, чрезвычайное усердие — у китайцев; коллективизм, общинность — у русских.

В интересах правильного анализа национально-психических особенностей необходимо, кроме того, изучать:

- специфику проявления исторической памяти нации;

- характер природной среды, в которой она формировалась;

- генезис ее социального развития; специфику быта, жизни и деятельности, взаимоотношений различных групп, ее составляющих;

- особенности военной истории;

- своеобразие культурных связей с другими этническими общностями.

Страницы: 1 2 3 4

Теория Морено
Морено рассматривал психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Он считал, что особенности нашего реагирования на людей «формируются прошлыми переживаниями и культурными патернами общества, в котором личность живет; им могут соответствовать особые виды продуктивного поведения. Каждая роль – это слияние частных и коллекти ...

Стереотип восприятия, как барьер на пути понимания другого
Главным средством идентификации является стереотип в процессе восприятия другого. Стереотип же является психологическим барьером на пути постижения и понимания уникальности партнера. Люди, как правило, только тогда всерьез задумываются об особенностях характера и индивидуальности другого человека, когда он начинает выходить за рамки ст ...

Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Наряду с вышеперечисленными нарушениями познавательной деятельности у детей с ОНР 3 уровня отмечается недостаточная устойчивость внимания, характерной особенностью является нарушение функции произвольного внимания и недостаточная концентрация на существенных пр ...