Логика и принципы этнопсихологических исследований
Страница 2

Психологическая информация » Методология этнопсихологических исследований » Логика и принципы этнопсихологических исследований

При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.

Во-первых, перед психологами постоянно встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована (модифицирована) к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.

Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей не одинаково.

В-третьих, всегда возникает вопрос, сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры. Имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?

В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик взамен заимствованных из существующего арсенала других отраслей психологии. Несмотря на определенные ограничения, оно дает вместе с тем принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.

При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопсихологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Он применяется, когда невозможны прямые контакты с носителями национальной психики. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии». В этом случае внимательному анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследования, раскрывающие специфику формирования и развития тай или иной этнической общности, ее экономики, культуры, поли- тики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.

Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, позволяет использовать методы многомерного статистического обобщения, в том числе факторного и других видов анализ.

Логика этнопсихологического исследования в целом находит выражение в составляемой в каждом конкретном случае специальной программе исследования, которая может состоять из нескольких составных частей:

1) объекта, предмета, цели, задач и гипотез и методологии исследования;

2) концептуальной модели исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показателен для оценки его результатов;

3) концепции пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования;

4) подведения результатов исследования и формулировки основных его выводов.

Принципы этнопсихологического исследования. Этнопсихологическое исследование, являясь достаточно сложным и объемным по содержанию, чрезвычайно значимым по своим результатам, всегда должно опираться на определенную систему анализа, фундамент которой — конкретные принципы изучения. Важнейшими являются принципы:

- учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии;

- анализа национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик;

- учета многообразия проявления национально-психологических характеристик людей;

- системного подхода.

Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии предполагает изучение национальной психологии как продукта исторического, экономического, политического и культурного развития и других условий, в которых живет данная этническая общность на протяжении длительного времени своего существования. Только при таком подходе можно правильно изучить, интерпретировать и осмыслить национально-психологические особенности представителей того или иного народа и специфику ее проявления. Так, исторический анализ в значительной степени делает понятными такие черты, как трудолюбие, особая внутригрупповая сплоченность, присутствующие у японцев; настойчивость, чрезвычайное усердие — у китайцев; коллективизм, общинность — у русских.

В интересах правильного анализа национально-психических особенностей необходимо, кроме того, изучать:

- специфику проявления исторической памяти нации;

- характер природной среды, в которой она формировалась;

- генезис ее социального развития; специфику быта, жизни и деятельности, взаимоотношений различных групп, ее составляющих;

- особенности военной истории;

- своеобразие культурных связей с другими этническими общностями.

Страницы: 1 2 3 4

Методика «Рисунок семьи»
По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка), либо не рисуют вообще (1 ребенок). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при об ...

Дешифратор
Коммуникативные способности: положительные ответы – вопросы первого столбца; отрицательные ответы – вопросы третьего столбца. Организаторские склонности: положительные ответы – вопросы второго столбца; отрицательные ответы – вопросы четвертого столбца. Затем необходимо вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (КК) и организато ...

Общая классификация толпы
«Волки бродят стаями, овцы – стадами. Цели разные, но суть одна». Изотов Сергей Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. В социальной психологии существует несколько классификаций толпы. Если за основу классификации взять такой признак как управляемость, то можно выделить следующие ...