Причины суицидального поведения
Страница 1

Согласно статистике, самоубийство почти во всех странах занимает почетное третье место, сразу за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая (обычно в ДТП — дорожно-транспортных происшествиях) Ежегодно убивают себя 30000 американцев, 25000 японцев 20000 французов, 60000 россиян… Число же тех, кто пытался себя убить, но у них не получилось, в 7-8 раз больше. Нужно учесть, что статистика самоубийств всегда занижена, так как в нее попадают лишь явные случаи. На самом деле, самоубийство чуть ли не вдвое больше. Почти полмиллиона землян каждый год сами ставят точку в своей жизни.

В чем же причины такой напасти? Ведь XX век (даже учитывая все потрясения и злодеяния) обустроил существование человека, дал ему комфорт и удобства, несравнимые с условиями жизни сто лет тому назад; при этом материальный уровень более всего возрос именно в тех странах, которые сегодня лидируют по уровню самоубийств. Причин тому несколько.

Во-первых, социальные. В результате технической революции, индустриализации и урбанизации патриархальный мир прошлого столетия был разрушен. Человек практически утратил контроль над окружающим его жизненным пространством, нарушился масштаб взаимоотношений между личностью и обществом. Мир стал для человека слишком большим и, как следствие этого, чужим. Любое социальное потрясение, любое массовое изменение общественного статуса влечет за собой всплеск самоубийств.

Во-вторых, нравственные. В XX веке у большинства землян изменилась этическая мотивация поведения. Прежде в ее основе лежали не подлежащие обсуждению и сомнению установления религии (если вера запрещает самоубийство — это не предмет обсуждения: нельзя — значит нельзя). В уходящем веке очевиден кризис веры, подготовленный событиями двух прошлых веков. В принципе, это не духовная катастрофа, как _ж жется некоторым, а определенная стадия развития общества. Человечество переживает переходный возраст со всеми признаками подросткового бунта — атеизмом, революциями, многочисленными социальными фантазиями. В почете не послушание и доброе сердце, а ум и дерзновение. А это и создает почву для протестного подхода к установленным ранее канонам, в том числе и в подходе к самоубийству.

В-третьих, мировоззренческие. По сравнению с прошлыми веками, самоощущение современного человека сильно изменилось. При иллюзии большей свободы выбора и поступков в действительности он стал гораздо более зависим от окружающего его мира. Просто диктат окружения из прямою стал косвенным, но не менее эффективным. Через средства массовой информации и аппарат массовой культуры современнику навязывается некий стандарт жизненного успеха, и несоответствие этому стандарту воспринимается им как трагедия. Естественно, что и прежде стрессов было не меньше, чем сейчас, но раньше люди были психологически устойчивее, менее изнеженными, так как тогда выживание требовало куда больших усилий, что делало жизнь более ценной, ибо человеку свойственно дорожить только тем, что достается ему с большим трудом.

Жизненный инстинкт обостряется только тогда, когда жизни угрожает опасность (и наоборот). В Освенциме уровень самоубийств среди охранников был в несколько раз выше, чем среди заключенных. Современному человеку, которому повезло родиться в благополучной, сытой стране, жизненный инстинкт не очень-то нужен.

Рассмотрим кратко философию этого феномена. В систематических каталогах российских библиотек суицидологическую литературу относят к общей философской категории «СМЫСЛ ЖИЗНИ».

Не умаляя значения философии и достоинства философов, здесь стоит вспомнить высказывание 3. Фрейда: «Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью, это значит, что он болен» и афоризм сатирика С. Е. Леца: «Человек задумывается о смысле своего существования; возможно, устрицы задумываются о том же, если только им не открыл этого какой-нибудь официант» [10, с. 55].

Чтобы адекватно понять суицидальное поведение необходимо в каждом конкретном случае ответить на два вопроса: почему человек совершает или намеревается совершить суицидальное действие и зачем он хочет это сделать? Ответ на первый вопрос требует анализа объективных условий существования человека, покушающегося на самоубийство, ответ на второй вопрос должен объяснить, как он сам оценивает сложившуюся ситуацию, как, по его мнению эта ситуация выглядит в глазах окружающих и чего он хочет добиться в результате суицидальных угроз или реализации суицидального действия. Другими словами, отвечая на первый вопрос, мы должны определить жизненную и непосредственную

Страницы: 1 2 3 4

Мышление
Мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Образы и представления у разных людей в высшей степени индивидуальны и, сильно различаясь, не обеспечивают надежного взаимопонимания. Этим объясняется, почему взрослые не могут достигнуть высокого уровня взаимопонимания при общении с детьми, находящи ...

Техники танцевально-двигательной терапии
Кинестетическая эмпатия. Как упоминалось ранее, факт нахождения в кинестетической эмпатии с другим - служит двум важным функциям: это может дать существенную информацию о том, как чувствует себя другой человек и может способствовать развитию раппорта. При использовании кинестетической эмпатии, чтобы почувствовать, что чувствует другой ...

Исследование развития памяти дошкольников. Организация и проведение эксперимента
Поскольку одна из основных задач психологического исследования состоит в том, чтобы понять, что общее и что особенное в развитии психических процессов наблюдается у глухих и слабослышащих детей в сравнении с нормально развивающимися слышащими детьми, одинаковое по содержанию исследование проводится и со слышащими, и с детьми, имеющими т ...