Теория Морено

Морено рассматривал психосоматический симптом как результат ролевого конфликта. Он считал, что особенности нашего реагирования на людей «формируются прошлыми переживаниями и культурными патернами общества, в котором личность живет; им могут соответствовать особые виды продуктивного поведения. Каждая роль – это слияние частных и коллективных элементов». По мнению Морено, понятие роли – это мост между психиатрией и социологией.

Для Морено роли, которые мы принимаем в жизни (и которые определяют наше поведение), принадлежат к трем измерениям: социальные роли, психосоматические роли, психодраматические роли.

Психические и психосоматические расстройства, вызываются нарушением ролевого развития и выражаются также в нарушениях ролевого развития и поведения. В тоже время ролевое развитие и ролевое поведения тесно связаны с акциональным голодом и психосоциальным развитием человека.

С точки зрения Морено болезнь возникает в результате нарушений наследственности, внешних патогенных влияний или нарушений межчеловеческой среды. Согласно Морено, здоровье представляет собой направленное бытие или прогрессию, болезнь же – застой или регрессию.

Человеческое развитие – это постоянная прогрессия от соматических ролей, имеющихся уже в конце эмбрионального развития. В ходе нормального развития к каждой стадии добавляются новые роли, тогда как отдельные, уже существующие теряют свое значение или же исчезают вовсе. Как следствие нарушения ролевого развития, психопаталогические синдромы проявляются различными способами: перескакивая на другие ролевые уровни, минуя промежуточные; при неизменно поступательном направлении развития; в застое развития; в регрессии, т.е. в частичном или полном отходе с уже достигнутых ролевых уровней.

Ролевые конфликты являются одним из основных причин психических расстройств и недугов. Поэтому они занимают в теории и практике психодрамы центральное место. Ролевой конфликт может переживаться в форме конфликта в рамках одной роли, существовать в виде конфликта между различными ролями, зафиксироваться в виде интраперсонального конфликта, возникшего внутри одного человека, или разыгрываться в виде интерперсонального ролевого конфликта между разными людьми. ( Лейтц, 1994).

Вопросы:
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным? 2. Восприимчивы ли вы к обидам? 3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать? 4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом? 5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте? 6. Может ли ваше нас ...

Типологии групп пожилых, процесса старения и проблема адаптации пожилых
Многие авторы предлагают различные типологии людей пожилого возраста и процесса старения. Рассмотрим их. Я. Врублевский выделил шесть групп пожилых [16]: – лица без признаков психических отклонений, сохранившие ясный ум и тенденцию к социальной адаптации и дальнейшему развитию; – лица, сохранившие ясный ум, но демонстрирующие явные из ...

Собеседование по конспекту: Хомская Е.Д. «Методологические и теоретические проблемы психологии в трудах А. Р. Лурия»
Лурия Александр Романович [3(16).7. 1902. Казань. — 14.8.1977. Москва] — известный советский психолог, доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психо ...