Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с суицидальным риском. Выбор и обоснование методик исследования
Страница 1

Психологическая информация » Ценностные и смысло-жизненные ориентации подростков с различным уровнем суицидального риска » Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с суицидальным риском. Выбор и обоснование методик исследования

Все испытуемые исследовались тремя психодиагностическими методиками.

Первым был использован тест «Опросник суицидального риска» (ОСР) [36]. ОСР предназначен для выявления индивидуального стиля, содержания суицидальных намерений данного человека и решения проблемы совершения человеком попытки самоубийства. Данную методику рекомендуют выполнять в работе с клиентом (пациентом) в том случае, если складывается впечатление о том, что у клиента настолько ослаблены ресурсы психологической адаптации к своей жизненной ситуации, что для него под вопросом стоит самый смысл своего существования.

Как показывает опыт практического психологического консультирования в наиболее острых ситуациях клиент может быть настолько дипрессивен и психически истощаем, настолько апатичен к многим воздействиям, не имеющим отношения к волнующей его проблеме, что предъявления громоздкой методики с массой вопросов может исказить реальную картину, снизить балл по шкале суицидального риска – этим и обосновывается выбор данной методики.

Опросник суицидального риска состоит из 29 пунктов, которые подразделяются на 9 шкал.

Шкалы:

1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко.

2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально.

3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации,

и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.

4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внутреннего монолога - "Я плох".

5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. СП тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие несостоятельности экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".

6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и

кино.

В крайнем варианте - инверсия ценности жизни и смерти. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "эстетизации смерти" (например, ситуация "вечного самоубийцы" в романе Германа Гессе "Степной волк"). Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка

на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".

7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей значимости малейшей потери с одновременной минимизацией ценностей значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

9. Антисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Следующим тестом был тест на исследование ценностных ориентаций (ЦО). Ценностные ориентации является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, "наиболее характерные для Вас", "наиболее характерные для Ваших друзей" и т.п.) происходит с помощью процедуры ранжирования. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Страницы: 1 2 3

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уров­ням, а именно:
- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма); - уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отноше­нии, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и мате­риальные заботы и т.д.); - уровень общества (недостаточна ...

Теоретические аспекты влияния коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Понятие и стили педагогического общения
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др. [11, 24, 30, 37] Взрослые - хранители опыта, накопленного ...

Проблема психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Понятие «психическое здоровье личности»
Здоровье - это состояние, характеризующееся не только отсутствием болезней или физических или психических дефектов, но и полным физическим, духовным и социальным благополучием. Эта достаточно известная в отношении здоровья позиция всемирной организации здравоохранения применительно к детям должна быть дополнена 3 критериями. 1. Здоровь ...