Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с суицидальным риском. Выбор и обоснование методик исследования
Страница 1

Психологическая информация » Ценностные и смысло-жизненные ориентации подростков с различным уровнем суицидального риска » Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с суицидальным риском. Выбор и обоснование методик исследования

Все испытуемые исследовались тремя психодиагностическими методиками.

Первым был использован тест «Опросник суицидального риска» (ОСР) [36]. ОСР предназначен для выявления индивидуального стиля, содержания суицидальных намерений данного человека и решения проблемы совершения человеком попытки самоубийства. Данную методику рекомендуют выполнять в работе с клиентом (пациентом) в том случае, если складывается впечатление о том, что у клиента настолько ослаблены ресурсы психологической адаптации к своей жизненной ситуации, что для него под вопросом стоит самый смысл своего существования.

Как показывает опыт практического психологического консультирования в наиболее острых ситуациях клиент может быть настолько дипрессивен и психически истощаем, настолько апатичен к многим воздействиям, не имеющим отношения к волнующей его проблеме, что предъявления громоздкой методики с массой вопросов может исказить реальную картину, снизить балл по шкале суицидального риска – этим и обосновывается выбор данной методики.

Опросник суицидального риска состоит из 29 пунктов, которые подразделяются на 9 шкал.

Шкалы:

1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной ригидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко.

2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально.

3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации,

и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.

4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внутреннего монолога - "Я плох".

5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением. СП тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие несостоятельности экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".

6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и

кино.

В крайнем варианте - инверсия ценности жизни и смерти. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "эстетизации смерти" (например, ситуация "вечного самоубийцы" в романе Германа Гессе "Степной волк"). Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка

на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".

7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Максимализация ценностей значимости малейшей потери с одновременной минимизацией ценностей значимости имеющихся достижений. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.

8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.

9. Антисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снижает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Следующим тестом был тест на исследование ценностных ориентаций (ЦО). Ценностные ориентации является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, "наиболее характерные для Вас", "наиболее характерные для Ваших друзей" и т.п.) происходит с помощью процедуры ранжирования. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Страницы: 1 2 3

Дошкольный возраст
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л.А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т.е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной а ...

Оральный характер
Если поведенческий паттерн индивида характеризует чувство депривации, сильный страх потерять любовь объекта, внутренняя пустота и отчаяние, мы говорим, что у него оральный тип характера. Такие люди зависимы во взаимоотношениях. Их отличают колебания настроения, они то восторженны, то подавлены. Оральный характер принимает благоприятную ...

Теоретические аспекты влияния коммуникативного стиля педагога на развитие речи детей раннего возраста. Понятие и стили педагогического общения
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др. [11, 24, 30, 37] Взрослые - хранители опыта, накопленного ...