Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с суицидальным риском. Выбор и обоснование методик исследования
Страница 2

Психологическая информация » Ценностные и смысло-жизненные ориентации подростков с различным уровнем суицидального риска » Экспериментальное исследование связи ценностей и смысловых ориентаций с суицидальным риском. Выбор и обоснование методик исследования

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу.

Обоснованием применения данной методики является то, что выбранный нами метод ранжирования занимает мало времени и с этим заданием справляются даже малообразованные люди; использованная методика не утомительна для проведения исследования.

М.Рокич различает два класса ценностей - терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждение в том, что какой-то образ действия (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой. Методика Рокича широко известна, так что необходимости приводить ее в полном виде в практической части нет – в приложении, пожалуйста.

Список А (терминальные ценности):

-активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

-здоровье

(физическое и психическое);

-интересная работа;

-красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

-любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

-материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

-наличие хороших и верных друзей;

-общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

-познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

-продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

-развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

-развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

-свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

-счастливая семейная жизнь;

-счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

-творчество (возможность творческой деятельности);

-уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список В (инструментальные ценности):

-аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

-воспитанность (хорошие манеры);

-высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

-жизнерадостность (чувство юмора);

-исполнительность (дисциплинированность);

-независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

-непримиримость к недостаткам в себе и других;

-образованность (широта знаний, высокая общая культура);

-ответственность (чувство долга, умение держать своё слово);

-рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения);

-самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

-смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

-твёрдая воля (умение настоять на своём,

не отступать перед трудностями);

-терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

-широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи привычки);

-честность (правдивость, искренность);

-эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

-

чуткость (заботливость).

Последним тестом, предлагаемым испытуемым, был тест Смысложизненных ориентаций (СЖО), адаптированный вариант Д.А. Леонтьева [25].

Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста "Цель в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махелика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории, в частности, представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том; что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов.

Страницы: 1 2 3

Особенности мотивационно-потребностной сферы супругов
Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться, каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд. Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического ...

Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Социальная адаптация в раннем детстве
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения ...

Самореализация, как путь к достижению счастья
Рассматривая пути достижения счастья, тяжело не заметить такой важный аспект человеческой жизни, как самореализация. И действительно, человек на протяжении всей жизни стремиться познать и реализовать свою сущность, успехи в чем, несомненно, приводят его в позитивное состояние, состояние радости и счастья. Так, рассматривая самореализаци ...