Введение
Актуальность проблемы тревожности как психологической особенности личности осужденных находящихся в местах лишения свободы выражается в значительном интересе, который представляет данная проблема для психологии и социальной педагогики. Тревожность, и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются в у несовершеннолетних осужденных.
Тревога - одно из самых тягостных переживаний. Каждому знакомо чувство неизвестно откуда надвигающей опасности. Ожидание надвигающей опасности сочетается с чувством неизвестности: человек не осознает, откуда она может грозить. В отличии от эмоций страха, тревога не имеет определенного источника . Можно сказать, что тревога -"страх неизвестно чего".
Термин "тревога" или, точнее, "тревожность" используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние [24]. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
По мировой статистике, «реальный факт тревожности» - 15% , в России - 60-75%. То есть, при выборке опрошенных 100 человек в России всего 15 можно отнести к людям не испытывающим повышенной тревожности. Еще более тревожность проявляется у людей, которые находятся в заключении. Специфические условия содержания в заключении, постоянное понимание неизбежности наказания усиливают состояние тревожности и особенно это негативно влияет на личность несовершеннолетних осужденных [53; 158].
Изучением проблемы тревожности, а также тревожности у лиц в условиях отбывания наказания занимались многие отечественные (А.М.Прихожан, М.Р.Оганесян) и зарубежные ученые (Ш.Жермен, А.И.Миллер).
Объект исследования – эмоциональная сфера личности подростков
Предмет – особенности проявления тревожности несовершеннолетних осужденных.
Цель данной дипломной работы – рассмотреть тревожность как психологическую особенность личности несовершеннолетних осужденных, находящихся в местах лишения свободы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть тревожность как философский и психологический феномен;
2. Проанализировать причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть особенности личности несовершеннолетних осужденных и причины проявления ими тревожности.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей тревожности у подростков находящихся в местах лишения свободы.
5. Разработать и апробировать методику коррекционной работы с несовершеннолетними осужденными по снижению уровня тревожности.
Выдвигается следующая гипотеза: Тревожность личности осужденных подросткового возраста:
1. Может являться специфической чертой лиц имеющих трудности с адаптацией в условиях заключения;
2. Может быть снижена при проведении коррекционной работы, основанной на поведенческой терапии с несовершеннолетними.
В основу исследования легли теоретические идеи А.М.Прихожан, В.М. Астапова, а также Ф.Ричардсона о коррекции тревожности методом поведенческой терапии (АМТ).
В исследовании были использованы следующие методы:
- Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
- Экспериментальные методы (тестирование, анкетирование).
- Методы статистической обработки данных.
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в поиске решения проблемы поддержания психического здоровья несовершеннолетних осужденных в условия отбывания ими наказания в воспитательной колонии.
Дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии и приложения.
Апробация материалов исследования проходила в условиях Биробиджанской воспитательной колонии.
Приложения.
Приложение 1.
Таблица 2. Количество детей %, показавших различные результаты выполнения тестов.
Приложение 3.
Сводный протокол (количественные показатели).
Приложение 4.
Сводный протокол (качественные показатели). ...
Оценка коммуникативных и организаторских
способностей (КОС) в процессе первичной профконсультации
Инструкция:“Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и ...
Личность и ее конструктивные особенности. Методы
изучения свойств личности в психологии. Основные компоненты личности
Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.
Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". ...