Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Страница 4

Психологическая информация » Тревожность осужденных подросткового возраста » Причины и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Есть еще один источник: это ожидание войны, за которой неминуемо последует гибель человечества, конец света. Подобные опасения получили название "макроэтических" (война, катастрофа). По-видимому это объясняется существенными недостатками в антивоенной пропаганде - вряд ли младшие подростки воспринимают ее достаточно правильно, она у них порождает чувство неизбежности катастрофы и собственной беспомощности:"Больше всего я боюсь войны, мы все погибнем, никто нас не спасет". С подобными переживаниями трудно совладать - ведь никакие конкретные действия ребенка не помогут их преодолеть. Остается их лишь вытеснить из сознания, обесценить. Это и происходит с годами: для старших подростков проблема войны и мира в значительной мере утрачивает свою остроту.

Как указывает А.М. Прихожан, А.И.Захаров, ведущей причиной тревожности старших подростков (в особенности мальчиков) является возможность несчастного случая, а в результате физической травмы или увечья. Старшие подростки несколько чаще, чем младшие, тревожатся за родителей [46], [45].

Разнообразнее становятся и объяснения, которые они дают своей тревоге. Так, девочки чаще называют причиной своего беспокойства собственные действия, слова, поступки, а тревожащим их последствием нередко оказывается чувство вины или стыда. Это говорит о возрастающей ответственности за себя, об упрочнении моральных норм. А вот мальчики 15-16 лет нечасто связывают тревогу с внутренними причинами ( "мои ошибки", "мои угрызения совести"). Но и внешние санкции (наказания, замечания, двойки) в этом возрасте утрачивают для них свою остроту: девятиклассники довольно реже. чем младшие подростки опасаются взрослых - родителей или учителей.

Таким образом, чем старше были подростки, тем ярче определяется тип "мальчиковой" или "девочковой" тревожности. Те метаморфозы, которые претерпевает тревога подростков по мере их взросления, отражаются в первую очередь в переживаниях девочек. Для мальчиков же и в 11-12, и в 15-16 лет основной причиной беспокойства оказывается угроза возможного насилия (наказания или физической травмы). А такие нюансы отношений, как отвержение, чувство вины, переживания родных и близких, волнуют их значительно реже.

Таким образом, основными причинами проявления тревожности в подростковом возрасте являются негативные проявления в общении со взрослыми, завышенные требования по отношении к подростку, догматические методы воспитания и.т.д. Кроме того, существует разница в проявлении тревожности мальчиками и девочками. Следует отметить, что эти различия в объяснениях тревоги проявлялись, прежде всего, в ситуациях, не связанных с какой-то конкретной деятельностью. То есть, подтверждается, что тревога не связана с объектом, как страх. Состояние тревожности развивается у подростка в процессе общения с взрослыми, которые в процессе воспитания мало учитывают состояние ребенка. Это проявляется в предъявлении повышенных требований, которые ребенок не в состоянии выполнить – возникает внутренний конфликт, который развивается в состояние тревожности [48].

Кроме того, подросток чувствует отношение к нему окружающих, старается достигнуть расположение родителей, учителей, одноклассников, и часто негативное отношение так же становится причиной тревожности.

Страницы: 1 2 3 4 

Лидер в толпе и механизмы управления толпой
"Идеи одного человека становятся силой, лишь когда они овладевают массами". В.И. Ленин Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а не редко и, в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувств ...

Методика №2. Анкета «Мое состояние»
Цель: выяснить возникают ли состояния у спортсменов в тренировочной деятельности. Задание, инструкция – ответить на вопросы и обвести в кружок правильный. Оборудование: листовки с анкетами. Вопросы анкеты: 1. Возникает ли у вас некий «дискомфорт» во время тренировок? 2. Возникало у вас оцепенение, дрожь, паниковали ли вы во время т ...

Заключение.
В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные задач. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе имеет тенденцию к связи с уровнем успеваемости младших школьников (r=0,52). 2. Способность к самоконтролю оказывает влияние н ...