Детско-родительский опыт

Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли частично осознанно, а частично – неосознанно, впоследствии копируется в собственной семье: «какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей»; «между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость – супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» (Т.И. Дымнова, 1996).

Такие компоненты родительского отношения как ценность родительства, ценность ребенка, целый ряд поведенческих и эмоциональных реакций по отношению к детям, даже желание иметь определенное количество детей, формируются под действием той модели, которая принята в данной культуре и воспринята конкретным индивидуумом.

Процесс становления родительского отношения связан с двумя основными периодами – до рождения собственного ребенка и после его рождения. Первоначально основными механизмами формирования родительского отношения являются интериоризации моделей родительского поведения, закрепленных в культуре, и идентификация с родителем того же пола. При этом период ожидания ребенка является переломным в формировании родительского отношения. Будущие родители сначала бессознательно повторяют роли своих родителей, пока не смогут вести себя по отношению к своему ребенку как самостоятельные отец и мать. В дальнейшем основным механизмом формирования родительского отношения является сопоставление образа идеального родителя (Я-идеальное) с представлениями о себе как о родителе (Я-реальное), результаты сравнения могут оказывать влияние на все компоненты родительского отношения.

Респонденты отмечали, что главные изменения, произошедшие в их жизни с рождением ребенка – это «появление настоящей семьи», «наш брак превратился в семью» и т. д. Для мужчин, как мы и предполагали, значимо более важным, чем для женщин (23,3% и 0%, соответственно) являются мотивы самоизменения – желание продолжить свой род, реализоваться в ребенке. Пытаясь определить ценность ребенка в данный момент, отцы чаще говорят, что ребенок – их частица, продолжение, просто «мой ребенок». Таким образом, мотив, связанный с отношениями с партнером, является наиболее значимыми как для мужчин, так и для женщин, при этом для женщин этот мотив - безусловный лидер, а для мужчин также очень значимыми являются мотивы из группы, которую мы условно назвали «мотивы самоизменения».

Интересно, что модели материнства и отцовства отличаются скорее функционально, нежели по личностным характеристикам. Оказалось, что мать должна давать ребенку любовь, заботу, ласку и понимание, а отец – защиту, чувство безопасности образование и материальное обеспечение. Причем, так считают и мужчины, и женщины. Функции отца и матери разнятся, выступают как взаимодополняющие друг друга, их личностные характеристики во многом схожи.

Таким образом, воспитательная среда оказывает влияние на формирование психологической готовности юношей к отцовству.

В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, юноши имеют более реалистичный образ будущего отцовства, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативы ребенка.

Юноши из неполных семей в целом характеризуются более низким уровнем психологической готовности к отцовству. Образ будущего отцовства имеет альтруистическую направленность, а также сочетает в себе противоречивые характеристики. В воспитании детей склонны к чрезмерной концентрации на ребенке, излишней эмоциональной близости.

Понятие толпы. Механизм её формирования и состав
«Нет ничего отвратительнее большинства: ведь оно состоит из немногих сильных, идущих впереди, из подлаживающихся хитрецов, из слабых, которые стараются не выделяться, и из толпы, которая семенит следом, не зная сама, чего она хочет». И.Гёте ...

Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны — посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит? Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чре ...

Вывод
Мы рассмотрели лишь некоторые проблемы психологии толпы в их теоретическом и практическом аспектах. Основой послужили западные теории и результаты исследований, проводившихся на Западе. Сегодня мы сами столкнулись с этим явлением, и, следовательно, нам самим предстоит его изучать, тем более что любые общие закономерности приобретают спе ...