Методики диагностики и коррекции долговременных программ, формирующих жизненный путь личности. Выявление долговременных программ. (методика «психологическая автобиография»)
Страница 1

Психологическая информация » Долговременные программы » Методики диагностики и коррекции долговременных программ, формирующих жизненный путь личности. Выявление долговременных программ. (методика «психологическая автобиография»)

На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического функционирования являются показателями функционирования адаптационного процесса в целом и могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных.

Событийно-биографический подход начал формироваться с 70-х годов ХХ века. В его русле ведутся исследования личности и ее патологии. Подход подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а так же необходимость превращения психологии развития в личности в психологию жизненного пути, такого, что, «основой его периодизации становятся не психофизиологические сенситивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные жизненные (биографические) события, в которых эти процессы переживаются личностью». ( Кон И.С. ,1987).

Способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности. Одним из наиболее удачных способов изучать взаимоотношение личности и события, считается биографический метод (биодромальной теории личности - Ржичан П.; life-span -Балтес, и др.).

В отечественной психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как «жизненный путь личности» (Рубинштейн С., Ананьев Б., Абульханова-Славская К., А. Кроник, Е. Головаха, В. Лановой и др.).

В данной работе использована новая психодиагностическая методика исследования жизненного пути личности Коржовой Е.Ю «Психологическая автобиография» ( Коржова Е.Ю., 1994).

Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных событий в жизни человека. Называя значимые события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности восприятия ситуаций, особенности психологической среды или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.

Данная методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анамнеза. Но, несмотря на внешнее сходство с другими автобиографическими методиками, она существенно отличается от них. Так, в отличие от каузометрической методики

(Головаха Е., Кроник А. или ее компьютерный вариант life line), количество событий не задается заранее; отличается техника проведения исследования; параметры обработки и интерпретации данных.

C

равнительная характеристика результатов исследования

.

Проводился сравнительный анализ особенностей восприятия жизненного пути больными с бесплодием, воспалительными заболеваниями, абортом и самотически здоровой группой. Основная группа - женщины с бесплодием (10 человек), контрольную группу испытуемых составили женщины с воспалительными заболеваниями (10 чел.), абортами (10 чел.) и самотически здоровые лица (10 чел.).

Продуктивность восприятия жизненного образа.

Женщины с бесплодием назвали достоверно меньшее количество событий ( p < 0,001), чем женщины условно здоровой группы при одинаково заданном количестве (не менее 15) событий. (См. Приложение№1, табл.1). Заторможенность, сосредоточенность на телесных ощущениях, препятствующие актуализации образов прошлого и будущего, как радостных, так и грустных.

Наибольшее сходство данных больных на бесплодие отмечается у женщин с воспалительными заболеваниями. В сравнительном анализе бесплодной абортной группы, женщины идущие на аборт достоверно меньше (р < 0,001) назвали количество событий. Будущие события часто не назывались вовсе или называлось единственное событие, связанное с состоянием здоровья.

Сопоставление данных обследованных групп позволяет выделить показатели, по которым они различаются с наибольшей достоверностью. Рассмотрение этих данных позволяет сделать вывод о первоочередном влиянии заболевания на общую продуктивность и также ее компоненты как продуктивность воспроизведения будущих событий (особенно грустных). Это может быть связано с беспокойством за будущее в связи с болезнью и вытеснением ожидающихся беспокоящих событий прошлого.

Значимость жизненных событий

Суммарный «вес» событий у бесплодной группы обследуемых достоверно меньше (р < 0,001), чем у соматически здоровых женщин. (См. Приложение № 1, табл.2.). Это связано с заданностью количества событий. Также достоверные различия определяются по «весу» радостных будущих событий у бесплодных женщин меньше (р < 0,001), чем у здоровой группы, что свидетельствует о негативном настрое женщин на результаты операции. Прошедших грустных событий у соматически здоровой группы достоверно меньшие (р < 0,001) различия, чем у бесплодных женщин. Данное различие связано с постановленным диагнозом и неудачами, связанных с беременностью у бесплодных женщин. Грустные события будущего, группой обследованных женщин вытесняется, при достоверно меньшем (p < 0,001) различии количества событий, чем у здоровой группы. Сравнение по суммарному «весу» общего количества событий у абортной группы достоверно меньше (р < 0,001) различия, чем у бесплодных. Это сравнение также касается достоверных различий по «весу» радостных событий будущего. Возможно предположить, что женщины, идущие на аборт беспокоятся за здоровье, тем самым вытесняя какие-либо переживания, связанные с будущим.

Страницы: 1 2

Экспериментальное исследование со стороны социального педагога успешности интегрированного обучения детей-дошкольников с ЗПР. Цели, задачи и методы исследования
Целью нашего эксперимента является исследование успешности интегрированного обучения детей-дошкольников с ЗПР, его позитивного влияния на развитие всей психики ребенка, включая познавательный, эмоциональный и социальный ее компоненты. Особенно важным нам видится исследование данного феномена со стороны социального педагога. Нами выдви ...

Любовь
К десятой группе относятся символы любви. Человеческая любовь как таковая является более или менее сознательным стремлением "выйти" из себя, преступить границы обособленного существования и соединиться с другим существом. Мистики всех времен говорили о своем единении с Богом или Высшим Существом, используя при этом символику ч ...

Развитие представления о самом себе у детей с РДА.
Особенности представлений о самом себе у детей с РДА Развитие представления о самом себе формирование Я-концепции в ходе онтогенеза - предмет многочисленных психологических исследований. Отражением начальных стадий этого процесса выступает умение ребенка узнавать себя в зеркале, на фотографиях, а также правильное использование личных м ...