Методики диагностики и коррекции долговременных программ, формирующих жизненный путь личности. Выявление долговременных программ. (методика «психологическая автобиография»)
Страница 1

Психологическая информация » Долговременные программы » Методики диагностики и коррекции долговременных программ, формирующих жизненный путь личности. Выявление долговременных программ. (методика «психологическая автобиография»)

На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и разнонаправленностью жизненного пути. Уровни соматического, личностного и социально-психологического функционирования являются показателями функционирования адаптационного процесса в целом и могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных.

Событийно-биографический подход начал формироваться с 70-х годов ХХ века. В его русле ведутся исследования личности и ее патологии. Подход подчеркивает уникальность жизненного пути каждого человека, а так же необходимость превращения психологии развития в личности в психологию жизненного пути, такого, что, «основой его периодизации становятся не психофизиологические сенситивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные жизненные (биографические) события, в которых эти процессы переживаются личностью». ( Кон И.С. ,1987).

Способ переживания событий и определяет психологическую судьбу личности. Одним из наиболее удачных способов изучать взаимоотношение личности и события, считается биографический метод (биодромальной теории личности - Ржичан П.; life-span -Балтес, и др.).

В отечественной психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как «жизненный путь личности» (Рубинштейн С., Ананьев Б., Абульханова-Славская К., А. Кроник, Е. Головаха, В. Лановой и др.).

В данной работе использована новая психодиагностическая методика исследования жизненного пути личности Коржовой Е.Ю «Психологическая автобиография» ( Коржова Е.Ю., 1994).

Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных событий в жизни человека. Называя значимые события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности восприятия ситуаций, особенности психологической среды или субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.

Данная методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анамнеза. Но, несмотря на внешнее сходство с другими автобиографическими методиками, она существенно отличается от них. Так, в отличие от каузометрической методики

(Головаха Е., Кроник А. или ее компьютерный вариант life line), количество событий не задается заранее; отличается техника проведения исследования; параметры обработки и интерпретации данных.

C

равнительная характеристика результатов исследования

.

Проводился сравнительный анализ особенностей восприятия жизненного пути больными с бесплодием, воспалительными заболеваниями, абортом и самотически здоровой группой. Основная группа - женщины с бесплодием (10 человек), контрольную группу испытуемых составили женщины с воспалительными заболеваниями (10 чел.), абортами (10 чел.) и самотически здоровые лица (10 чел.).

Продуктивность восприятия жизненного образа.

Женщины с бесплодием назвали достоверно меньшее количество событий ( p < 0,001), чем женщины условно здоровой группы при одинаково заданном количестве (не менее 15) событий. (См. Приложение№1, табл.1). Заторможенность, сосредоточенность на телесных ощущениях, препятствующие актуализации образов прошлого и будущего, как радостных, так и грустных.

Наибольшее сходство данных больных на бесплодие отмечается у женщин с воспалительными заболеваниями. В сравнительном анализе бесплодной абортной группы, женщины идущие на аборт достоверно меньше (р < 0,001) назвали количество событий. Будущие события часто не назывались вовсе или называлось единственное событие, связанное с состоянием здоровья.

Сопоставление данных обследованных групп позволяет выделить показатели, по которым они различаются с наибольшей достоверностью. Рассмотрение этих данных позволяет сделать вывод о первоочередном влиянии заболевания на общую продуктивность и также ее компоненты как продуктивность воспроизведения будущих событий (особенно грустных). Это может быть связано с беспокойством за будущее в связи с болезнью и вытеснением ожидающихся беспокоящих событий прошлого.

Значимость жизненных событий

Суммарный «вес» событий у бесплодной группы обследуемых достоверно меньше (р < 0,001), чем у соматически здоровых женщин. (См. Приложение № 1, табл.2.). Это связано с заданностью количества событий. Также достоверные различия определяются по «весу» радостных будущих событий у бесплодных женщин меньше (р < 0,001), чем у здоровой группы, что свидетельствует о негативном настрое женщин на результаты операции. Прошедших грустных событий у соматически здоровой группы достоверно меньшие (р < 0,001) различия, чем у бесплодных женщин. Данное различие связано с постановленным диагнозом и неудачами, связанных с беременностью у бесплодных женщин. Грустные события будущего, группой обследованных женщин вытесняется, при достоверно меньшем (p < 0,001) различии количества событий, чем у здоровой группы. Сравнение по суммарному «весу» общего количества событий у абортной группы достоверно меньше (р < 0,001) различия, чем у бесплодных. Это сравнение также касается достоверных различий по «весу» радостных событий будущего. Возможно предположить, что женщины, идущие на аборт беспокоятся за здоровье, тем самым вытесняя какие-либо переживания, связанные с будущим.

Страницы: 1 2

Причины конфликтов
Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект. Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта условно он, может быть представлен в виде трех ...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР
Общая характеристика особенностей логического мышления у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи По данным М. В. Ипполитовой и Е. М. Мастюковой (1977), у детей с ОНР наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явления¬ми окружающего мира по несущес ...

Классификация профессий
Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по разным основаниям в зависимости от научно-практических задач: 1) по сфере деятельности и объекту труда: техника, природа, знаковые системы, художественное отображение действительности, работа с людьми; 2) по целям деятельности: гностические ...