Концепции происхождения психосоматических расстройств и формирование внутренней картины болезни
История проникновения человеческого сознания в тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляются тысячелетиями.
Первобытная медицина использовала «заговоры» и заклинания, приемы задабривания, запугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который считал, что важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек.
Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги – патопсихологи и нейрофизиологи.
В ходе исследований менялось содержание понятий. В ХІХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Термин «психосоматика» был введен в 1818 году немецким ученым Хайнтором, и десятью годами позже, Якоби предложил похожий термин «соматопсихика», который, однако, не стал популярным.
Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины – психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа.
Представляется бесспорным, что современная психосоматическая медицина, получившая развитие в последние полвека, немыслима без психоанализа. Вместе с тем, существует и ряд других оригинальных связанных и не связанных с психоанализом концепций. Остановимся на более известных из них.
Исследования детей, лишенных семейного воспитания в психологии
Многие известные психологи уделяют самое серьёзное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.
Но в последние сто лет нарастающий темп общественных преобраз ...
Принципы
психологической диагностики и коррекции задержки психического развития
Основные затруднения, возникающие при необходимости разграничения ЗПР с легкой дебильностью, с одной стороны, и с вариантами интеллектуальной нормы – с другой, связаны главным образом с необходимостью возможно более полной и точной оценки структуры и уровня нарушений интеллектуальной деятельности ребёнка. Не менее значимым является и ан ...
Практическое изучение феномена доверия.
Исследование доверия к себе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10 классов общеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек.
Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру.
Мы не имели специального инструментари ...