Концепции происхождения психосоматических расстройств и формирование внутренней картины болезни

Психологическая информация » Долговременные программы » Концепции происхождения психосоматических расстройств и формирование внутренней картины болезни

История проникновения человеческого сознания в тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляются тысячелетиями.

Первобытная медицина использовала «заговоры» и заклинания, приемы задабривания, запугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который считал, что важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек.

Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги – патопсихологи и нейрофизиологи.

В ходе исследований менялось содержание понятий. В ХІХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Термин «психосоматика» был введен в 1818 году немецким ученым Хайнтором, и десятью годами позже, Якоби предложил похожий термин «соматопсихика», который, однако, не стал популярным.

Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины – психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа.

Представляется бесспорным, что современная психосоматическая медицина, получившая развитие в последние полвека, немыслима без психоанализа. Вместе с тем, существует и ряд других оригинальных связанных и не связанных с психоанализом концепций. Остановимся на более известных из них.

Рекомендации.
Используемый нами подход к оценке трудностей обучения позволил экспериментальным путем раскрыть один из основных психологических механизмов, приводящих к неуспешности учения. Именно поэтому по отношению к младшему школьнику возникает специальная задача формирования саморегуляции. Эта задача заключается в том, чтобы на протяжении первых ...

Фактор С “Эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость”
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия. При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный ...

Психологические основы предварительного расследования
Психологические особенности следственной деятельности (осмотр места происшествия, обыск, задержание, допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, очная ставка, опознание, следственный эксперимент, назначение, проведение судебно-психологической экспертизы) Важной составной частью следственной (судебной, адвокатской) деят ...