Психологические основы предварительного расследованияСтраница 1
Психологические особенности следственной деятельности (осмотр места происшествия, обыск, задержание, допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, очная ставка, опознание, следственный эксперимент, назначение, проведение судебно-психологической экспертизы)
Важной составной частью следственной (судебной, адвокатской) деятельности является исследование социально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истины в процессе расследования преступлений или в ходе разрешения гражданско-правовых споров, установление причин возникновения всевозможного рода конфликтов в обществе, что и формирует ее психологическую специфику.
В нее входит необходимость профессионального общения, как с потерпевшим, так и с подозреваемым или обвиняемым, свидетелями, косвенными участниками правонарушения, с представителями и ответственными лицами различных учреждений и организаций, структур власти и т.п.
Однако реализация данной деятельности строго регламентирована, и осуществляется в соответствие с существующим законодательством.
В российском законодательстве действует целый ряд правовых норм, регламентирующих порядок исследования, изучения, познания тех или иных правонарушений, установления истины при разрешении различных конфликтных ситуаций уголовного либо гражданско-правового характера.
В уголовно-процессуальном законодательстве детально разработана процедура специальных следственных (судебных) действий, основное назначение которых состоит в том, чтобы дознаватель, следователь, суд, используя закономерности познавательных (когнитивных) процессов, имели возможность устанавливать истину по делу. К таким действиям следует прежде всего отнести: осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов, в том числе трупа, документов, различных вещественных доказательств, обыск и выемку, предъявление для опознания, следственный эксперимент, экспертизу, а также допрос, в том числе на очной ставке, различных участников уголовного процесса. Ряд аналогичных действий может проводить суд и при рассмотрении гаржданско-правовых споров осматривать вещественные доказательства, исследовать различного рода документы, при необходимости назначать экспертизы (ст. 66, 72, 75, 78 ГПК РСФСР).
Но юристам, вовлеченным в процесс познания, необходимы знания не только процессуального порядка проведения этих действий, но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них, оценивающих доказательственную информацию, которую получают с помощью этих действий. Поэтому необходимо рассмотреть наиболее распространенные следственные действия, имеющие наиболее выраженный познавательный характер.
Одним из них являются осмотр места происшествия.
Это процессуальное действие предполагает проведение следственного (судебного) осмотра вещественных доказательств, обнаруженных на месте совершения преступления. Оно является одним из самых распространенных и в то же время наиболее ответственным следственным действием прежде всего ввиду своей неповторимости. Обычно с него, как правило, и начинается весь процесс познания правонарушения.
Для повышения качества осмотра необходимо знать о существовании как минимум двух объективных, но разнонаправленных феноменов:
1) Каким бы изощренным не был правонарушитель, он всегда на месте происшествия оставляет следы, которые могут его изобличить.
2) По тем или иным причинам следователи порой не могут своевременно обнаружить эти следы.
Можно ли это объяснить только недобросовестным отношением следователя к осмотру или низким уровнем его профессионализма, либо изощренностью преступника – по-видимому нет. Так как существуют и другие чисто психологические причины, которые негативно влияют на поведение следователя и качество проводимой им работы.
Чтобы максимально повысить качество осмотра места происшествия необходимо иметь твердую психологическую установку, что МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ – ЭТО ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.
Это прежде всего пространство, на котором разворачивается предметная деятельность лица, совершившего преступление, а также потерпевшего, свидетелей, а в последующем – следователя, понятых, специалистов.
Образность и алогичность "мышления"
Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, а с идеями - образами, по этому, что бы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходимо существенно видоизменить. толпе не свойственна формальная логика, по этому в ней могут уживаться самые против ...
Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к
профессиональному самоопределению
Для профконсультанта очень важно бывает знать, насколько готовы учащиеся сделать один из наиболее важных выборов в своей жизни – выбор профессиональной деятельности.
Готовность к профессиональному самоопределению представляется нам многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов. Мы выделяем шесть таких компо ...
Неспособность к осознанию
Важными психологическими характеристиками толпы являются её бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддаётся посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым импульсам, то людская толпа живёт исключительно чувствами, логик ...