Психологические основы предварительного расследования
Страница 4

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Психологические основы предварительного расследования

Существенную, как положительную, так и отрицательную роль играет психологическая установка

следователя, которая либо помогает кратчайшим путем прийти к истине, либо, наоборот, заводит следствие в тупик. В первом случае она активизирует и стабилизирует поисковую активность следователя, оказывая ему помощь в преодолении всевозможных побочных отрицательных воздействий. Во втором случае, напротив, она выполняет функцию психологического тормоза, препятствующего творческому решению познавательных задач при осмотре места происшествия, сковывает мышление.

Она порой становится источником заблуждений следователя, когда он не только не ищет следы преступления на месте происшествия, но и не замечает их, даже если они находятся в поле зрения. Его поисковая активность ограничивается лишь ригидными установочными рамками, а все что не входит в них отметается, как не нужное. Понятно, что такой подход может привести к неверным выводам и увести следствие в неверное направление.

В подобных случаях имеет место фиксированность лишь на тех объектах, которые находятся в контексте существующей установки. Такой избирательный и односторонний характер мышления значительно сужает перцептивные возможности следователя, который, как пишут психологи, «не только верит в то, что видит, но и замечает именно то, во что верит».

Этому явлению нередко способствует еще одно негативное побудительное состояние, которое получило название когнитивного диссонанса

. Когда в ситуации неопределенности возможны различные варианты, версии, объясняющие происходящие события, а также допускающие возможную причастность к преступлению нескольких заподозренных лиц, то развивается не всегда осознаваемое субъективное состояние внутреннего дискомфорта, конфликта, от которого человек с нормальной психикой старается поскорее избавиться. Невозможность внутреннего согласования существующих противоречий порождает сильное желание поскорее избавиться от него, диктует необходимость через поиск новой информации, сменить прежние убеждения.

Но как только какая-то более удобная альтернатива принята, человек отдавать предпочтение именно ей, что нередко происходит и на подсознательном уровне. Поэтому человек оказывается в плену своих собственных убеждений, и всеми силами стремиться подтвердить их правомерность, подсознательно сопротивляясь всему, что возвращает его прежнее состояние неопределенности или когнитивного диссонанса

. Поэтому следователю необходимо знать об этой объективной психологической закономерности и постоянно дисциплинировать себя утверждением: «я могу ошибаться…».

Каузальная атрибуция –

является еще одним негативным феноменом, который препятствует установлению истины. Речь идет о приписывании заранее субъектам познания тех или иных, известных ранее следователю свойств. Этот объективный стереотип познания представляет собой основной механизм социального восприятия, позволяющий включать воспринимаемые объекты в соответствующую смысловую систему. Этот феномен может негативно влиять на поведение тех, кто проводит осмотр и делает свои выводы о случившемся и о лицах, причастных к исследуемому событию.

Эмоциональный фактор

также

оказывает свое негативное влияние.

Известно, что место происшествия является средоточием достаточно большого количества различных раздражителей, нередко вызывающих отрицательные эмоциональные состояния, которые влияют на результативность следственного осмотра. Эти объекты, воздействуя на психику следователя через зрительные, обонятельные рецепторы, вызывают эмоции, обусловленные биохимическими факторами. Например, объекты с неприятным запахом вызывают обонятельные ощущения, окрашенные негативными эмоциями

, что, в свою очередь, может снижать оптическую чувствительность зрительного анализатора – явление, получившее название сенсибилизации

.

Кроме того, возникающие при этом эмоции имеют еще и определенный социальный подтекст, поскольку уже сам по себе факт преступления вызывает резко отрицательное отношение к нему, сопереживание жертве преступления. Поэтому эмоциям отвращения могут сопутствовать эмоции сострадания, жалости. Человек, испытывающий эмоции отвращения, подсознательно стремится отстраниться от объекта, вызывающего такие эмоции, либо сократить время контакта с ним. У следователя, других лиц, занятых в осмотре места происшествия, трупов, различных объектов – носителей следов биологического характера, сильные эмоции отвращения могут привести к деструктивному поведению и вследствие этого существенно снизить результативность осмотра. Весьма наглядно иллюстрируют эту мысль объяснения следователя, не справившегося с расследованием убийства, когда ему пришлось осматривать место происшествия с двумя трупами, результаты осмотра которого приводилось выше. «Казалось бы,- пояснил он потом,- я привык бывать на местах происшествия, не раз видел трупы, но тогда в доме не мог долго находиться: обширные огнестрельные повреждения из ружья на головах потерпевших, частицы мозга, тошнотворный запах крови – все это действовало на меня и приходилось выходить, чтобы отдышаться, успокоиться».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком - выполнение его социальн ...

Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности. Теории личности
Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX ...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Общая характеристика развития речи умственно отсталых дошкольников. Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. - отсутствие речи) - это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии (c греч.- расстройство сочленения ...