Психологические основы предварительного расследования
Страница 3

Психологическая информация » Характеристика основных разделов юридической психологии » Психологические основы предварительного расследования

Периодически возникающие негативные воспоминания, связанные с преступлением, нередко вызывают у преступника так называемые вторичные следовые аффекты.

Они нарушают ассоциативные связи, физиологические процессы, координацию действий, двигательные реакции, что не может не отражаться на материальных объектах места происшествия, на поведении самого преступника. Это состояние можно проиллюстрировать показаниями одного обвиняемого в убийстве и покушении на изнасилование: «…совершенное убийство очень сильно угнетало, давило страшным грузом. Мне хотелось куда-нибудь уйти, забыться. Все валилось из рук, не хотелось работать. Я был в каком-то смятении, перед глазами стояла женщина, которую я убил. Мне было страшно…».

Подобные примеры сильного эмоционального расстройства психических процессов за счет воздействия эмоционально окрашенных образов, связанных с местом совершения происшествия далеко не единичны, и встречаются даже у лиц с сильным типом нервной деятельности. В этом случае говорят о наличии негативных обстоятельств психологического характера,

которые хоть и не являются доказательствами по делу, но при определенных условиях могут рассматриваться как улики поведения

и побудить следователя обратить внимание на изучение обстоятельств жизни человека, проявляющего неадекватные формы реагирования на происходящие вокруг него события.

Кроме этого, совершая преступление, преступники нередко стараются направить следователя по ложному пути, для чего на месте происшествия устраивают различного рода инсценировки

, побрасывают вещественные доказательства, указывающее на причастность к преступлению другого человека или маскируют истинное преступление другим правонарушением или обстоятельством (кража, грабеж или убийство с поджогом дома, повреждением электропроводки и т.п.). Показателями инсценировок

на месте происшествия являются: признаки сокрытия, уничтожения отдельных следов преступления, демонстративный характер признаков менее опасного преступления, признаки совершения несовместимых преступных действий и другие.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ОСМОТРЕ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Осмотр места происшествия представляет собой особую разновидность познавательной деятельности следователя, которая протекает в сложных условиях воздействия на психику различных негативных факторов. Это и внезапность вовлечения его в эту деятельность, и дефицит информации, и неопределенность следственной ситуации, и непривычность обстановки, воздействие отрицательных раздражителей, отвлекающих его внимание, и , наконец, осознание зависимости своей последующей деятельности, направленной на раскрытие преступления, от результатов проводимого осмотра.

Наиболее важную роль здесь играют закономерности восприятияи особенно мышления,

направляющего перцептивные процессы, анализирующего поступающую информацию, а также и особенности воображения,помогающие мысленно реконструировать обстановку, создавать возможные модели происшедшего события, выдвигать версии.

В процессе восприятии участвуют все виды анализаторов, но наибольшее значение имеют зрительные и осязательные рецепторы – через них поступает наибольшее количество информации. На повышение порога чувствительности анализаторов положительное действие оказывает использование НТС криминалистики, уменьшение негативного влияния других отрицательных раздражителей с помощью их своевременного устранения, периодов отдыха или внутренней мобилизации с помощью аутогенной тренировки.

Существенно повышает эффективность восприятия вербализацияувиденного: обсуждение, протоколирование, создание словесного портрета.

Приступая к осмотру, целесообразно получить максимум информации о происшедшем событии, определить цель, сформулировать задачу предстоящей поисковой деятельности, мысленно наметить общий план или схему осмотра. Рекомендуется мысленно расчленять объект на отдельные детали. При этом не следует доверять однократному наблюдению, лучше один и тот же предмет рассматривать несколько раз под разными углами зрения, подвергая сомнениям предварительные выводы, постоянно ставя перед собой вопросы: «почему», «зачем», «что это значит», критически относясь к своим предварительным выводам. Осматриваемые предметы следует сравнивать с аналогичными объектами, сопоставляя результаты наблюдения с исходной информацией о них, а также с научными данными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипны ...

Фактор В “Интеллект”
При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления. При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. ...

Ключ к тесту Д. Голланда
Реалистический тип Интеллектуальный тип Социальный тип Конвенциональный тип Предприимчивый тип Артистический тип 1а 1б 2б 3б 4б 5б 2а 6а 6б 7б 8б 9б 3а 7а 10а 10б 11б 12б 4а 8а 11а 13а 13б 14б 5а 9а 12а 14а 15а 15б ...