Изучение паттернов материнского поведения
Страница 1

В исследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать и дочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнить бланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждой женщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторые аспекты семейной жизни и материнского поведения.

Таким образом, мы получили данные по трем группам: группе Бабушек, группе Матерей и группе Дочерей.

Приведем результаты, полученные нами с помощью качественного анализа каждой из групп. Чтобы описать модель материнства, характерную для каждого отдельного поколения, мы расположили черты материнства в иерархию и сравнили их с тестовыми нормами. Полученные результаты занесли в таблицы.

Таблица 1. Иерархия материнских установок в группе Бабушек.

Шкала

Среднее значение

Сверхавторитет матери

17,75

"Жертвенность" матери

17,42

Поощрение активности ребенка

17,25

Опасение обидеть

17

Доминирование матери

17

Вербализация

16,08

Товарищеские отношения с ребенком

15,92

Зависимость от семьи

15,75

Навязчивость матери, вмешательство в мир ребенка

15,67

Подавление воли ребенка

15,42

Супружеские конфликты

15,33

Исключение внесемейных влияний,

зависимость ребенка от матери

15,33

Строгость матери

15,25

Партнерские отношения, равенство матери и ребенка

15

Безучастность мужа

15

Подавление сексуальности ребенка

15

Несамостоятельность матери

14,83

Чрезмерная забота, оберегание от трудностей

14,5

Подавление агрессивности ребенка

14

Раздражительность матери

13,83

Неудовлетворенность ролью хозяйки

13,67

Уклонение от конфликта

13,5

Стремление ускорить развитие ребенка

13,42

Из таблицы видно, что в группе Бабушек распространены такие черты материнского поведения как сверхавторитет и доминирование матери, "жертвенность", поощрение активности ребенка, опасение обидеть. При сравнении с нормативными данными оказалось, что практически все имеют средний уровень выраженности. Повышенный уровень имеет лишь сверхавторитет матери.

Таким образом, можно предположительно описать модель материнского поведения, предпочитаемую старшим поколением: женщина – хозяйка своего дома, она занята бытовым делами, практически не уделяет времени специальному развитию своего ребенка. Она привязана к семье. Нет особого контроля над детьми, им дается возможность активности в поиске своего места в жизни, трудовой активности, однако, если взгляды ребенка перечат взглядам матери и он говорит об этом, мать вмешивается в мир ребенка, старается переубедить его, давя на свой авторитет. Тактику доминантной матери она применяют и к взрослым детям, стараясь навязать им свое мнение и отстоять свою правоту. Многие вещи объясняет исходя из того, что вся жизнь "принесена в жертву" детям.

Страницы: 1 2 3 4

Выводы
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Для младшего подросткового возраста характерны свои возрастные особенности: они любознательны, стремятся к творческой деятельности, хотят самоутвердиться, но у них повышенная внушаемость, эмоциональная незрелость, не умеют контролировать собственные поступки. 2. В зависим ...

Методы обучения
Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребёнка, ведущего от незнания к знанию. Применяя различные методы, преподаватель сообщает ученикам материал для познавательной деятельности и руководит ею . Методы обучения связаны с формами и способами мышления, которые обеспечивают возможно ...

Эмоционально-волевая сфера
Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны так же многочисленные психологические особенности. ...