Изучение паттернов материнского поведения
Страница 1

В исследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать и дочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнить бланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждой женщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторые аспекты семейной жизни и материнского поведения.

Таким образом, мы получили данные по трем группам: группе Бабушек, группе Матерей и группе Дочерей.

Приведем результаты, полученные нами с помощью качественного анализа каждой из групп. Чтобы описать модель материнства, характерную для каждого отдельного поколения, мы расположили черты материнства в иерархию и сравнили их с тестовыми нормами. Полученные результаты занесли в таблицы.

Таблица 1. Иерархия материнских установок в группе Бабушек.

Шкала

Среднее значение

Сверхавторитет матери

17,75

"Жертвенность" матери

17,42

Поощрение активности ребенка

17,25

Опасение обидеть

17

Доминирование матери

17

Вербализация

16,08

Товарищеские отношения с ребенком

15,92

Зависимость от семьи

15,75

Навязчивость матери, вмешательство в мир ребенка

15,67

Подавление воли ребенка

15,42

Супружеские конфликты

15,33

Исключение внесемейных влияний,

зависимость ребенка от матери

15,33

Строгость матери

15,25

Партнерские отношения, равенство матери и ребенка

15

Безучастность мужа

15

Подавление сексуальности ребенка

15

Несамостоятельность матери

14,83

Чрезмерная забота, оберегание от трудностей

14,5

Подавление агрессивности ребенка

14

Раздражительность матери

13,83

Неудовлетворенность ролью хозяйки

13,67

Уклонение от конфликта

13,5

Стремление ускорить развитие ребенка

13,42

Из таблицы видно, что в группе Бабушек распространены такие черты материнского поведения как сверхавторитет и доминирование матери, "жертвенность", поощрение активности ребенка, опасение обидеть. При сравнении с нормативными данными оказалось, что практически все имеют средний уровень выраженности. Повышенный уровень имеет лишь сверхавторитет матери.

Таким образом, можно предположительно описать модель материнского поведения, предпочитаемую старшим поколением: женщина – хозяйка своего дома, она занята бытовым делами, практически не уделяет времени специальному развитию своего ребенка. Она привязана к семье. Нет особого контроля над детьми, им дается возможность активности в поиске своего места в жизни, трудовой активности, однако, если взгляды ребенка перечат взглядам матери и он говорит об этом, мать вмешивается в мир ребенка, старается переубедить его, давя на свой авторитет. Тактику доминантной матери она применяют и к взрослым детям, стараясь навязать им свое мнение и отстоять свою правоту. Многие вещи объясняет исходя из того, что вся жизнь "принесена в жертву" детям.

Страницы: 1 2 3 4

Роль семьи и школы в организации адаптивной среды для ребенка-дошкольника. Деятельность педагогического коллектива школ на начальном этапе обучения первоклассников
По Закону РФ « Об образовании» все дети, независимо от их подготовки, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения. В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья первоклассников, создания оптимальных условий для их развития, обучения и воспитания в нашей стране особое внимание уделяется организации б ...

Выявление состояний возникающих у спортсменов – баскетболистов в тренировочном процессе. Методика №1. Наблюдение за возникновением состояний у спортсменов
Цель: путем наблюдения выявить состояния у спортсменов в тренировочной деятельности. Инструкция – Наблюдение имеет ряд недостатков, которые надо учитывать: При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов; Пассивный метод: учитель «пожинает» результаты и явления тех ситуаций, которые появляются независимо от его пл ...

Уровни взаимопонимания
Можно различать три уровня взаимопонимания в зависимости от того: совпадает ли система социальных и индивидуальных значений у общающихся, с одной стороны, и нет совпадений в уровне взаимооценки личностных качеств – с другой; когда совпадает не только система значений (социальных и индивидуальных), но и уровень взаимной оценки личностн ...