Изучение паттернов материнского поведенияСтраница 1
В исследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать и дочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнить бланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждой женщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторые аспекты семейной жизни и материнского поведения.
Таким образом, мы получили данные по трем группам: группе Бабушек, группе Матерей и группе Дочерей.
Приведем результаты, полученные нами с помощью качественного анализа каждой из групп. Чтобы описать модель материнства, характерную для каждого отдельного поколения, мы расположили черты материнства в иерархию и сравнили их с тестовыми нормами. Полученные результаты занесли в таблицы.
Таблица 1. Иерархия материнских установок в группе Бабушек.
Шкала |
Среднее значение |
Сверхавторитет матери |
17,75 |
"Жертвенность" матери |
17,42 |
Поощрение активности ребенка |
17,25 |
Опасение обидеть |
17 |
Доминирование матери |
17 |
Вербализация |
16,08 |
Товарищеские отношения с ребенком |
15,92 |
Зависимость от семьи |
15,75 |
Навязчивость матери, вмешательство в мир ребенка |
15,67 |
Подавление воли ребенка |
15,42 |
Супружеские конфликты |
15,33 |
Исключение внесемейных влияний, зависимость ребенка от матери |
15,33 |
Строгость матери |
15,25 |
Партнерские отношения, равенство матери и ребенка |
15 |
Безучастность мужа |
15 |
Подавление сексуальности ребенка |
15 |
Несамостоятельность матери |
14,83 |
Чрезмерная забота, оберегание от трудностей |
14,5 |
Подавление агрессивности ребенка |
14 |
Раздражительность матери |
13,83 |
Неудовлетворенность ролью хозяйки |
13,67 |
Уклонение от конфликта |
13,5 |
Стремление ускорить развитие ребенка |
13,42 |
Из таблицы видно, что в группе Бабушек распространены такие черты материнского поведения как сверхавторитет и доминирование матери, "жертвенность", поощрение активности ребенка, опасение обидеть. При сравнении с нормативными данными оказалось, что практически все имеют средний уровень выраженности. Повышенный уровень имеет лишь сверхавторитет матери.
Таким образом, можно предположительно описать модель материнского поведения, предпочитаемую старшим поколением: женщина – хозяйка своего дома, она занята бытовым делами, практически не уделяет времени специальному развитию своего ребенка. Она привязана к семье. Нет особого контроля над детьми, им дается возможность активности в поиске своего места в жизни, трудовой активности, однако, если взгляды ребенка перечат взглядам матери и он говорит об этом, мать вмешивается в мир ребенка, старается переубедить его, давя на свой авторитет. Тактику доминантной матери она применяют и к взрослым детям, стараясь навязать им свое мнение и отстоять свою правоту. Многие вещи объясняет исходя из того, что вся жизнь "принесена в жертву" детям.
Социально - психологический аспект подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все новые особенности личности детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфи ...
Деятельность сотрудников правоохранительных органов как источник
экстремального опыта и особенностей профессионального здоровья личности
В статье 4 Закона РФ «О милиции» отмечается, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, изданными в пределах их ...
Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования
Исследование было организовано на базе ДОУ № 20 и проходило в течение 2007 года. Контингент обследуемых в экспериментальной группе составили 8 дошкольников (4 мальчиков и 4 девочки) 6-7-летнего возраста. Это дети, у которых стоит диагноз «задержка психического развития» разного генеза (см. Приложение 2).
По данным бесед с работниками Д ...