Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования
Страница 1

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования

Исследование было организовано на базе ДОУ № 20 и проходило в течение 2007 года. Контингент обследуемых в экспериментальной группе составили 8 дошкольников (4 мальчиков и 4 девочки) 6-7-летнего возраста. Это дети, у которых стоит диагноз «задержка психического развития» разного генеза (см. Приложение 2).

По данным бесед с работниками ДОУ удалось составить краткую характеристику контингента испытуемых.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы дошкольников экспериментальной группы сочетается с недостаточной познавательной деятельностью или снижением психической активности.

В окружающей обстановке дети ориентируются плохо и по причине недостатков экспрессивной речи, и по малой осведомленности. Они не могут назвать дни недели, их последовательность, времена года, не знают собственного дня рождения, адреса, не видят разницы между отчеством и фамилией, не улавливают разницы в образовании мужских и женских отчеств, имен взрослых и детей. Испытывают затруднения при назывании домашних, диких животных, домашних птиц, цветов, деревьев. Нет обобщающих понятий. Полностью сформированных знаний об окружающем у детей с ЗПР не было обнаружено.

Наше исследование можно разделить на 3 этапа:

1. Знакомство с контингентом испытуемых, который включал изучение анамнеза испытуемых.

2. Обследование детей.

3. Разработка методических рекомендаций по коррекции выявленных нарушений памяти.

В своей экспериментальной работе мы использовали следующие методы:

- Эмпирические методы: включают в себя констатирующий эксперимент по выявлению особенностей памяти дошкольников с ЗПР, изучение медико-педагогической документации детей, принимавших участие в практической части исследования;

- Интерпретационный метод – это метод логического анализа.

За основу заданий методики исследования взяты работы В.Б. Никишиной, Т.Д. Василенко [34, 35].

Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой

Цель: изучение зрительно образной памяти и умение вербализировать образы.

Инструкции: Я покажу сейчас тебе 12 рисунков, а ты назовешь все картинки и постараешься их запомнить. Потом я уберу картинки, а ты постараешься их назвать или нарисовать.

Ход: Ребенку предъявлялись 12 образов, представленных в виде таблицы, в течение 30 сек. Задача испытуемого – нарисовать или выразить те образы, которые он запомнил, через 1-2 сек. после того, как убрали таблицу. См. рис.

Уровни развития памяти:

Очень высокий (5 баллов) - ребенок припомнил 10-12 образов

Высокий (4 балла) - ребенок припомнил 6-10 образов

Средний (3 балла) - ребенок припомнил 4 - 5 образов

Низкий (2 балла) - ребенок припомнил 2 - 3 образов

Очень низкий (1 балл) - ребенок припомнил 0-1 образов.

См.Приложение1.

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии.

Данная методика была нами адаптирована к детям испытуемой группы с задержкой психического развития. Запоминание слов после 1-го прочтения не фиксировалась, т.к. при первом прочтении из-за рассеянности внимания часть предъявляемого материала детьми не воспринималась. Общее количество прочтений сведено до 3 раз, т.к. более длительное заучивание вызывало утомление и резко негативную реакцию вплоть до отказа от занятий.

Цель: исследование объема слухоречевой памяти, возможности объема отсроченного воспроизведения.

Инструкции:

1. Сейчас я назову 10 слов, ты их внимательно послушаешь и постараешься запомнить. Потом я прочитаю их еще один раз, а ты назовешь мне те слова, которые запомнил.

2. Я прочитаю слова еще несколько раз для того, чтобы мы их все выучили. Ты будешь повторять за мной слова каждый раз, после того как я их назову.

3. Помнишь, на занятии мы учили слова, постарайся их вспомнить.

Страницы: 1 2 3

Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных особенностей подростков
Для того чтобы у человека развивалось умение правильно воспринимать и оценивать людей, необходимо, во-первых, чтобы он научился внимательно наблюдать за людьми, целенаправленно находить и умело использовать информацию, позволяющую ему судить об индивидуальных особенностях людей, с которыми он вступает в общение. Это означает, что тот, к ...

Выводы
В ходе проведенного мною исследования были обнаружены такие особенности отношения к счастью: на осознанность счастья не влияет возраст; самореализация действительно выступает как путь к достижению счастья, но понятие о своей социальной роли приходит с возрастом и различно у мужчин и женщин; на понятие о счастье влияет история и культ ...

Развитие коммуникативных способностей в игре
Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем. Только благодаря учету индивидуальных возрастных особенностей подростка она приобретает несколько другую направленность. В игре происходит не только формирование коммуникативных способностей, но еще и проецирование их на созданные имитационно условия суще ...