Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования
Страница 1

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования

Исследование было организовано на базе ДОУ № 20 и проходило в течение 2007 года. Контингент обследуемых в экспериментальной группе составили 8 дошкольников (4 мальчиков и 4 девочки) 6-7-летнего возраста. Это дети, у которых стоит диагноз «задержка психического развития» разного генеза (см. Приложение 2).

По данным бесед с работниками ДОУ удалось составить краткую характеристику контингента испытуемых.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы дошкольников экспериментальной группы сочетается с недостаточной познавательной деятельностью или снижением психической активности.

В окружающей обстановке дети ориентируются плохо и по причине недостатков экспрессивной речи, и по малой осведомленности. Они не могут назвать дни недели, их последовательность, времена года, не знают собственного дня рождения, адреса, не видят разницы между отчеством и фамилией, не улавливают разницы в образовании мужских и женских отчеств, имен взрослых и детей. Испытывают затруднения при назывании домашних, диких животных, домашних птиц, цветов, деревьев. Нет обобщающих понятий. Полностью сформированных знаний об окружающем у детей с ЗПР не было обнаружено.

Наше исследование можно разделить на 3 этапа:

1. Знакомство с контингентом испытуемых, который включал изучение анамнеза испытуемых.

2. Обследование детей.

3. Разработка методических рекомендаций по коррекции выявленных нарушений памяти.

В своей экспериментальной работе мы использовали следующие методы:

- Эмпирические методы: включают в себя констатирующий эксперимент по выявлению особенностей памяти дошкольников с ЗПР, изучение медико-педагогической документации детей, принимавших участие в практической части исследования;

- Интерпретационный метод – это метод логического анализа.

За основу заданий методики исследования взяты работы В.Б. Никишиной, Т.Д. Василенко [34, 35].

Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой

Цель: изучение зрительно образной памяти и умение вербализировать образы.

Инструкции: Я покажу сейчас тебе 12 рисунков, а ты назовешь все картинки и постараешься их запомнить. Потом я уберу картинки, а ты постараешься их назвать или нарисовать.

Ход: Ребенку предъявлялись 12 образов, представленных в виде таблицы, в течение 30 сек. Задача испытуемого – нарисовать или выразить те образы, которые он запомнил, через 1-2 сек. после того, как убрали таблицу. См. рис.

Уровни развития памяти:

Очень высокий (5 баллов) - ребенок припомнил 10-12 образов

Высокий (4 балла) - ребенок припомнил 6-10 образов

Средний (3 балла) - ребенок припомнил 4 - 5 образов

Низкий (2 балла) - ребенок припомнил 2 - 3 образов

Очень низкий (1 балл) - ребенок припомнил 0-1 образов.

См.Приложение1.

Методика «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурии.

Данная методика была нами адаптирована к детям испытуемой группы с задержкой психического развития. Запоминание слов после 1-го прочтения не фиксировалась, т.к. при первом прочтении из-за рассеянности внимания часть предъявляемого материала детьми не воспринималась. Общее количество прочтений сведено до 3 раз, т.к. более длительное заучивание вызывало утомление и резко негативную реакцию вплоть до отказа от занятий.

Цель: исследование объема слухоречевой памяти, возможности объема отсроченного воспроизведения.

Инструкции:

1. Сейчас я назову 10 слов, ты их внимательно послушаешь и постараешься запомнить. Потом я прочитаю их еще один раз, а ты назовешь мне те слова, которые запомнил.

2. Я прочитаю слова еще несколько раз для того, чтобы мы их все выучили. Ты будешь повторять за мной слова каждый раз, после того как я их назову.

3. Помнишь, на занятии мы учили слова, постарайся их вспомнить.

Страницы: 1 2 3

Введение.
Проблема нашего исследования заключается в том, что зачастую низкая успеваемость в младшем школьном возрасте сочетается с высоким уровнем интеллекта ребенка. В чем же может быть причина низкой успеваемости школьников? Мы предположили, что этой причиной может быть несформированность у учащихся навыков саморегуляции. На это также указывал ...

Трансформация движения в коммуникацию
Эта техника работает с движениями, которые являются дисфункциональными по своей природе (напр., самостимулирующие, повторяющиеся, используемые, чтобы держать других на расстоянии) и использует их, как базис, на котором клиента вовлекают во взаимодействие. Шевеление пальцами около глаз, характерное для некоторых аутичных детей, может быт ...

Особенности развития мотивации деятельности слабовидящего ребёнка старшего дошкольного возраста
Мотивация деятельности слабовидящего ребенка старшей возрастной группы как действенной силы, руководящей поведением, развивается таким образом, что с одной стороны она отражает становление самосознания ребенка, его личности, закрепление своего положения в группе сверстников, с другой — возникает общественная направленность мотивов деяте ...