Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования
Страница 2

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования

После того, как ребенок назвал ряд слов, нужно попросить его припомнить еще какое-нибудь слово.

Материал: лес, хлеб, вода, стул, окно, брат, конь, игла, гриб, мёд

Ход: Ребенку зачитывается 10 слов, не связанных по смыслу (существительные в единственном числе с одним и двумя слогами, включены 2 слова, имеющие в составе 3 слога) ровным тоном с интервалом 0,5 сек. После этого, ребенка просят назвать те слова, которые он запомнил, результаты фиксируются. Затем материал прочитывается еще 2 раза, ребенка просят назвать запомненные слова после каждого прочтения. После последнего прочтения фиксируются итоговое количество запомненных слов.

По истечении часа ребенка просят (без предварительного предупреждения) вспомнить те слова, которые заучивались, результат фиксируется. На основании полученных результатов определяется уровень развития слухоречевой памяти.

Уровни развития памяти.

Очень высокий (5 баллов) - со второго раза ребенок запомнил более 5 слов, в итоге выучено 10 слов, за час ребенок забыл не более 2-х слов.

Высокий (4 балла) - со второго раза ребенок запомнил 5 слов, в итоге выучено не менее 7 слов, за час ребенок забыл не более 2-х слов.

Средний (3 балла) - со второго раза ребенок запомнил 3-4 слова, в итоге выучено 5-7 слов, за час ребенок забыл не более 3-х слов.

Низкий (2 балла) - со второго раза ребенок запомнил 2-4 слова, в итоге выучено 4-5 слов, за час ребенок забыл не более 3-х слов.

Очень низкий (1 балл) - со второго раза ребенок запомнил 0-1 слово, в итоге выучено не более 3-х слов, за час ребенок не мог воспроизвести ни одного слова.

Методика «Запомни цифры» Немова.

При модификации данной методики мы сочли целесообразным использовать лишь 6 цифр первого десятка в возрастающем и убывающем порядке количества запоминаемых цифр.

Цель: определить объем и уровни слуховой памяти.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я тебе скажу «повтори!».

Ход исследования: ребенку зачитывается ряд цифр, начиная с одной и постепенно увеличивая количество цифр в ряду (см. Приложение-1, рис. 2, рис. 3). После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то ребенку зачитывается соседний ряд, содержащий такое же количество цифр, как и тот, в котором допущена ошибка. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть эксперимента завершается. Отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающим фиксируется номер ряда впервые правильно воспроизведенного ребенком.

Шкала оценки результатов:

6 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 6 ряд. (Рис. 5.) и 1 ряд (рис. 6)

5 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 5 ряд. (Рис. 5.) и 2 ряд (рис. 6)

4 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 4 ряд. (Рис. 5.) и 3 ряд (рис. 6)

3 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 3 ряд. (Рис. 5.) и 4 ряд (рис. 6)

2 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 2 ряд. (Рис. 5.) и 5 ряд (рис. 6)

1 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 1 ряд. (Рис. 5.) и 6 ряд (рис. 6)

Уровни развития:

5-6 баллов – очень высокий.

4 балла – высокий

3 балла – средний

2 балла – низкий

1 балла – очень низкий.

Обследование смысловой (логической) памяти. (По А.Н. Леонтьеву).

Цель: исследовать развитие смысловой оперативной памяти.

Ребенку зачитывается 15 слов, которые необходимо запомнить; предлагается набор карточек с картинками (см. Приложение 1, рис. 4), которые не являются прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Страницы: 1 2 3

Психологическая структура волевого акта
"Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между н ...

Свет – Озарение
К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова "озарение", "просветление" и т.д. Первая стадия озарения, сопутствующая первом ...

Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством и зрелостью. Границы подросткового возраста в современной отечественной медицинской, педагогической, психологической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. В юриспруденции несовершеннолетними считаются лица 14-17 лет. В психиатрической литерату ...