Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования
Страница 2

Психологическая информация » Особенности состояния и изучении памяти у дошкольников с задержкой психического развития » Организация работы по исследованию памяти у дошкольников с ЗПР. Цель, этапы и организация исследования

После того, как ребенок назвал ряд слов, нужно попросить его припомнить еще какое-нибудь слово.

Материал: лес, хлеб, вода, стул, окно, брат, конь, игла, гриб, мёд

Ход: Ребенку зачитывается 10 слов, не связанных по смыслу (существительные в единственном числе с одним и двумя слогами, включены 2 слова, имеющие в составе 3 слога) ровным тоном с интервалом 0,5 сек. После этого, ребенка просят назвать те слова, которые он запомнил, результаты фиксируются. Затем материал прочитывается еще 2 раза, ребенка просят назвать запомненные слова после каждого прочтения. После последнего прочтения фиксируются итоговое количество запомненных слов.

По истечении часа ребенка просят (без предварительного предупреждения) вспомнить те слова, которые заучивались, результат фиксируется. На основании полученных результатов определяется уровень развития слухоречевой памяти.

Уровни развития памяти.

Очень высокий (5 баллов) - со второго раза ребенок запомнил более 5 слов, в итоге выучено 10 слов, за час ребенок забыл не более 2-х слов.

Высокий (4 балла) - со второго раза ребенок запомнил 5 слов, в итоге выучено не менее 7 слов, за час ребенок забыл не более 2-х слов.

Средний (3 балла) - со второго раза ребенок запомнил 3-4 слова, в итоге выучено 5-7 слов, за час ребенок забыл не более 3-х слов.

Низкий (2 балла) - со второго раза ребенок запомнил 2-4 слова, в итоге выучено 4-5 слов, за час ребенок забыл не более 3-х слов.

Очень низкий (1 балл) - со второго раза ребенок запомнил 0-1 слово, в итоге выучено не более 3-х слов, за час ребенок не мог воспроизвести ни одного слова.

Методика «Запомни цифры» Немова.

При модификации данной методики мы сочли целесообразным использовать лишь 6 цифр первого десятка в возрастающем и убывающем порядке количества запоминаемых цифр.

Цель: определить объем и уровни слуховой памяти.

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я тебе скажу «повтори!».

Ход исследования: ребенку зачитывается ряд цифр, начиная с одной и постепенно увеличивая количество цифр в ряду (см. Приложение-1, рис. 2, рис. 3). После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то ребенку зачитывается соседний ряд, содержащий такое же количество цифр, как и тот, в котором допущена ошибка. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть эксперимента завершается. Отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающим фиксируется номер ряда впервые правильно воспроизведенного ребенком.

Шкала оценки результатов:

6 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 6 ряд. (Рис. 5.) и 1 ряд (рис. 6)

5 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 5 ряд. (Рис. 5.) и 2 ряд (рис. 6)

4 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 4 ряд. (Рис. 5.) и 3 ряд (рис. 6)

3 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 3 ряд. (Рис. 5.) и 4 ряд (рис. 6)

2 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 2 ряд. (Рис. 5.) и 5 ряд (рис. 6)

1 баллов – ребенок воспроизвел без ошибок 1 ряд. (Рис. 5.) и 6 ряд (рис. 6)

Уровни развития:

5-6 баллов – очень высокий.

4 балла – высокий

3 балла – средний

2 балла – низкий

1 балла – очень низкий.

Обследование смысловой (логической) памяти. (По А.Н. Леонтьеву).

Цель: исследовать развитие смысловой оперативной памяти.

Ребенку зачитывается 15 слов, которые необходимо запомнить; предлагается набор карточек с картинками (см. Приложение 1, рис. 4), которые не являются прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Страницы: 1 2 3

Парадигмы психологии труда
Введение понятия "эргатические функции" акцентирует внимание на возможностях и целесообразности перераспределения активности в системе "человек-машина", в самом развитии этой системы и включении в нее новых и новых "переменных" — таких как системы "человек - машина - среда - социум - культура". П ...

Социально - психологические особенности детей сирот
Психологическое и социальное развитие детей-сирот. В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отлич ...

Теоретическое обоснование проблем общения в социальной психологии. Понятие общения
Проблемы общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин [22, С. 56]; НС. Кон [10, С. 45-55]), психологов (А.Н. Леонтьев [15, С. 23-43]) специалистов по социальной психологии Г.М. Андреева [2, С.37]), детской и возрастной (Я. Коломинский ...