Психологический аспект бесплодия
Страница 1

Психологическая информация » Долговременные программы » Психологический аспект бесплодия

Женское бесплодие – это неспособность женщины к зачатию в репродуктивном возрасте.

Принято различать следующие причины женского бесплодия: расстройство овуляции; трубные факторы; различные гинекологические заболевания; имммунологические причины (Сметник В.П., Тумилович Л.Г., 1995).

Выделение этих основных групп не всегда может объяснить все причины бесплодия, поэтому выделена группа больных с так называемым необъяснимым бесплодием, причину которого применяемыми методами исследования установить не удается.

Бесплодие в браке – одна из весьма тяжелых стрессовых ситуаций. Личностные качества бездетных супругов значительно отличаются от людей такого же возраста и социального положения, но имеющих детей. Психологические тесты характеризуют большую неустойчивость, страх, неуверенность в себе, трудности социальных контактов. Чувство вины за отсутствие детей в семье выше у женщин, чем у мужчин (Пшеничникова Т.Я., 1988). Вместе с тем у этих же пациентов сильнее развиты такие качества, как быстрота реакции, чувство напряжения и эмоции, свидетельствующие о наличии постоянного очага угнетения настроения.

Исследователи выделяют ряд обстоятельств, при которых следует ожидать у пациенток развитие психических нарушений: молодые женщины исповедуют религию, трактующую бесплодие как грех; женщины не имеют нормальных отношений с супругом; женщины подвергались в течение соей жизни различным стрессам; женщины, для которых диагноз инфертильности – неожиданность. Например, при отсутствии соматических жалоб (Менделевич В.Д., 1998).

Выделяют несколько этапов эмоционального реагирования на бесплодие: удивление, горе, злость, изоляция, отрицание и согласие. Первоначальная реакция – это удивление, переходящее в период шока и страдания, затем наступает восстановление, какое можно видеть «после смерти любимого существа». Этот процесс сходен с потерей желания существовать и усугубляется чувством вины, стыда и социального несоответствия. Ощущение депрессии может «подпитывать» внутренний гнев, который усиливается часто появляющимся вопросом: «Почему Я?». Возникающее стремление изолироваться и уменьшить контакты делает подобных больных трудными для обследования и лечения.

Одним из наиболее важных вопросов при диагностике состояния бесплодных пациенток считают оценку мотивов иметь ребенка. У бесплодных пациенток существуют мотивы несколько отличающиеся от традиционных мотивов деторождения. Для многих бесплодных женщин, мотив иметь ребенка остается неясным, неосознаваемым. Это свидетельствует о том, что существует подсознательное неприятие, или о том, что в истинных мотивах этого желания женщина не признается даже сама себе. Нечестной может быть, например такая мотивация, как надежда удержать с помощью ребенка мужа, отодвинуть на задний план, возникшие в семейной жизни проблемы. Тело может оказаться честнее и дальновиднее (Дальке Р., Детлефсен Т., 2003).

Как уже указывалось выше, многие зарубежные исследователи склонны объяснять происхождение бесплодия, особенно психосоматического, с точки зрения психоанализа. Некоторые из них пытаются найти причину в раннем детстве. Ограничение стыдливой системой табу или, напротив, необузданное сексуальное поведение родителей может оказать на ребенка тормозное или деформирующее действие. В ходе психосексуального развития различные прямые или косвенные влияния могут выстроить в структуре личности нежелательные схемы, которые позже могут стать причиной «торможения женской роли».

Страницы: 1 2

Шизоидный характер
Если бы индивид никогда явно не отрывался от реальности, правомерно ли описывать его структуру как шизоидную? Такой диагноз зависит от тенденций, а не от событий. Фенихел определяет шизоида несколько иначе: «Человека, не страдающего настоящим психозом, но проявляющего отдельные черты или механизмы шизофренического типа, можно назвать «ш ...

Заключение.
В ходе исследования мы достигли поставленной цели и решили поставленные задач. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе имеет тенденцию к связи с уровнем успеваемости младших школьников (r=0,52). 2. Способность к самоконтролю оказывает влияние н ...

Мотивация педагогической деятельности.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Например: мотив достижения, и внутренние мотивы, например: ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребёнка появляется такая ориентация, как доминир ...