Творческий характер деятельности специалиста по социальной работе
Страница 1

Что входит в понятие «творчество»? Словари так отвечают на этот вопрос: “Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей”. Какие же новые ценности создает своим трудом специалист по социальной работе? Что позволяет нам говорить о творческом характере его труда?

Ответ на эти вопросы содержит определение понятия «социальная работа». Помощь человеку или семье в трудной жизненной ситуации, поддержка и поиск выхода из этой ситуации, формирование у клиента установки на самообеспечение и собственную активность в решении его проблемы – это главные духовные ценности, которые создает специалист по социальной работе. Решая на практике эти сложнейшие задачи, он должен быть постоянно готов к поиску новых решений, к постановке новых задач, к применению нестандартных приемов деятельности. И в этом – главный признак творчества в деятельности специалиста.

Деятельность специалиста можно рассматривать как процесс решения разнообразных практических задач, и каждое такое решение – сложный, многоэтапный, творческий процесс. Любая задача включает в себя совокупность исходных данных и вопрос, на который надо ответить, используя те или иные известные закономерности. Решение задачи состоит из поиска «работающих» в данном случае законов и их применение к конкретным условиям.

Творчество начинается с самой постановки задачи. Для того, чтобы ее правильно поставить, специалисту надо хорошо знать своих клиентов и их окружение, постоянно изучать их, уметь определять, чего он может и должен добиться в работе с каждым клиентом, т.е. конкретную цель своей деятельности.

Как только задача поставлена, начинается этап проектирования способа деятельности, ее методов, т.е. планируется предстоящая практическая работа с клиентами. Здесь главные помощники специалиста – те теоретические знания, практические навыки и умения, которые он получил в процессе учебы и самообразования. Творчески работающий специалист стремится найти оптимальное решение проблемы, наиболее полно учесть все обстоятельства деятельности, принимая во внимание возможности и потребности клиента. Разработка такого плана – всегда творчество, всегда поиск, ибо, сколько клиентов, столько задач, столько путей их решения.

Все множество задач такого плана можно разделить на три большие группы: стратегические, тактические, оперативные.

Стратегические – самые крупные, большие задачи, решение которых может вызвать значительные изменения в жизни и личности клиентов, в их отношении к жизни, к труду, к окружающим людям. Решение их, как правило, требует продолжительного времени.

Стратегическая задача конкретизируется через систему тактических задач, последовательное решение которых должно обеспечить достижение поставленной стратегической цели.

Переход от планирования деятельности к ее непосредственному выполнению – это переход от тактических задач к оперативным, т.е. таким, которые надо решать сразу, при самом активном участии клиента. Именно здесь могут возникнуть различные неожиданности и трудности, к которым специалист должен быть всегда готов. Психологическая готовность специалиста по социальной работе к таким трудностям и неожиданностям – важнейшее его профессиональное качество, которое является результатом настойчивого и целеустремленного самовоспитания.

Страницы: 1 2

Развитие познавательных процессов в онтогенезе. Ранний возраст
Примерно с годовалого возраста начинается процесс активного познания ребенком окружающего мира на базе экспериментирования, в ходе которого выявляются скрытые свойства этого мира. От года до двух лет ребенок пользуется различными вариантами выполнения одного и того же действия, демонстрируя способность к оперантному научению. От полутор ...

Выводы
1. Среди 30,2% студентов технического вуза встречаются те или иные невротические расстройства. Высокая вероятность возникновения невроза отмечалось у 3% респондентов, средняя у 27,2%, низкая у 36,6%, очень низкая вероятность у 33,2%. В их происхождении играют роль различные бытовые, социальные, личностные, биологические, информационные ...

Эмоциональные расстройства у детей с ДЦП
Общая характеристика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроен ...