Изучение паттернов материнского поведения
Страница 2

Таблица 2. Иерархия материнских установок в группе Матерей.

Шкала

Среднее значение

Вербализация

17,5

Товарищеские отношения

16,33

Несамостоятельность матери

16,33

Поощрение активности ребенка

16,08

Опасение обидеть ребенка

15,67

"Жертвенность" матери

15,42

Сверхавторитет матери

15,25

Партнерские отношения, равенство матери и ребенка

14,58

Супружеские конфликты

14,5

Доминирование матери

14,42

Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка

14,33

Подавление воли ребенка

14,17

Безучастность мужа

13,58

Зависимость от семьи

13,42

Исключение внесемейных влияний

13,33

Подавление агрессивности ребенка

13,25

Подавление сексуальности ребенка

13

Строгость матери

12,67

Чрезмерная забота

12,33

Уклонение от конфликта, избегание общения с ребенком

12

Стремление ускорить развитие ребенка

11,83

Раздражительность матери

11,08

Неудовлетворенность ролью хозяйки

10,67

При описании модели материнского поведения в группе Матерей отметим, что в целом средние значения по каждой шкале ниже средних значений в группе Бабушек. Это может свидетельствовать о еще неокончательно сформировавшихся взглядах на свою материнскую роль.

В группе Матерей распространены такие черты материнского поведения как вербализация, товарищеские отношения с ребенком, несамостоятельность матери, поощрение активности ребенка. В сравнении с нормативными показателями товарищеские отношения имеют пониженный уровень выраженности, а все остальные – средний.

Модель материнства в этой группе предположительно можно описать следующим образом: мать практически удовлетворена ролью хозяйки и не считает, что эта роль сильно ограничивает ее. Мать находит время позаниматься с ребенком, старается подстроиться под него и учитывать его взгляды, разрешая ребенку открыто высказывать свои мысли. Поощряет активность ребенка. Однако соблюдается некоторая дистанция между матерью и ребенком (товарищеские отношения имеют пониженный уровень выраженности), возможно, продиктованная какими-либо традициями семьи. При воспитании мать прибегает к помощи "третьих лиц", возможно, из-за несамостоятельности, либо из-за нехватки времени.

Страницы: 1 2 3 4

Три уровня социально-психологической адаптации дошкольника к школе
Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. По мнению А.Л. Венгер[8], ...

Организация и методика исследований. Интерпретация результатов исследований
Психологические исследования были проведены на базе 6 «Б» класса средней школы №7 города Астаны (классный руководитель – Тихая С.П. – стаж педагогической работы – более 20 лет). В классе 29 учащихся, в исследовании принимало участие – 26 человек, из них 12 мальчиков и 14 девочек. Выявление социального статуса каждого учащегося и уровня ...

Структура, содержание и формы феномена общения
Т.М. Андреева считает, что изучение общения показывает сложность, разнообразие проявлений и функций этого феномена. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем стал возможен анализ каждого элемента. Под структурой общения ею вообще понимается совокупность устойчивых связей между множеств ...