Изучение паттернов материнского поведенияСтраница 4
Таким образом, мы получили качественное описание моделей материнского поведения в каждой из выделенных групп. В них есть похожие моменты и явные различия и чтобы из представленных в трех поколениях материнских установок выделить паттерны материнского поведения, мы применили метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. Он используется для выявления различий в уровне исследуемого признака; в нашем случае мы сравнивали уровень выраженности каждой материнской установки в группах Бабушек и Матерей и в группах Матерей и Дочерей.
В результате вычислений из 23 установок были выявлены 12, различий по которым не наблюдается на протяжении трех поколений:
1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться).
2. Подавление матерью воли ребенка.
3. Опасение обидеть (страх причинить ребенку вред).
4. Супружеские конфликты.
5. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).
6. Подавление матерью агрессивности ребенка.
7. Партнерские отношения (равенство матери и ребенка).
8. Уклонение от конфликта (избегание общения с ребенком).
9. Безучастность мужа (невнимательность мужа к жене).
10. Товарищеские отношения между матерью и ребенком.
11. Стремление ускорить развитие ребенка.
12. Несамостоятельность матери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).
Таким образом, данные установки передаются из поколения в поколение и это статистически подтверждено. Поскольку при сравнении с нормативными показателями практически все эти материнские установки имеют средний уровень выраженности (кроме товарищеских отношений), мы можем говорить о том, что матери воспроизводят их в своих отношениях с детьми. В ходе нашего исследования были выявлена тенденция уменьшения выраженности некоторых установок от старшего поколения к младшему. К ним относятся:
1. Опасение обидеть
2. Супружеские конфликты
3. Исключение внесемейных влияний
4. Подавление матерью агрессивности ребенка
5. Безучастность мужа
6. Уклонение от конфликта
7. Партнерские отношения
Тенденции отражены в следующем графике.
На графике видно, что наиболее резкий перепад в уровне выраженности наблюдается по шкалам, определяющим установки матерей на опасение обидеть ребенка, на подавление матерью агрессивности ребенка, на уклонение от конфликта, на партнерские отношения с ребенком, на исключение внесемейных влияний. То есть от поколения к поколению эти установки постепенно изживают себя. Молодые и будущие матери не так боятся навредить ребенку, они меньше, чем в прежние времена подавляют агрессивные проявления своих детей, реже уклоняются от конфликтных ситуаций, стараются не отказываться от общения с ребенком в сложных обстоятельствах, не исключают возможность развития ребенка вне семьи. Однако они в силу каких-то обстоятельств постепенно отступают от партнерских отношений со своими детьми.
Установки матерей на супружеские конфликты и безучастность мужа также уменьшаются, но более плавно. Возможно, это связано с более позитивным восприятием семейной роли в группе Матерей и, следовательно, в группе Дочерей. Учитывая повышенную выраженность несамостоятельности современных и будущих матерей, можно говорить, что они, видимо, более склонны доверять воспитание ребенка отцу, чем их прародительницы.
Таким образом, наша гипотеза о том, что в паттернах материнского поведения существуют материнские установки, которые от поколения к поколению "нарастают" и материнские установки, которые "изживают себя", подтвердилась лишь частично. С помощью используемой методики мы не выявили материнских установок, уровень выраженности которых повышался бы от старшего поколения к младшему.
Особенности межличностных отношении подростков
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. ...
Анализ состояния психического здоровья детей старшего дошкольного возраста
в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Описание базы исследования
Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении № 186 г. Макеевки. Работа данного учреждения проводится в направлении гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Для реализации поставленных задач и выполнения планов работы в дошкольном образовательном учреждении используются инновационные методики Фисюковой Г. и Гавриш Н.А., про ...
Практическое изучение феномена доверия.
Исследование доверия к себе и к миру было проведено на старших подростках, учениках 10 классов общеобразовательной школы №200. Выборка составила 40 человек.
Доверие чрезвычайно сложно измерить эмпирически так как оно проявляется в поступках человека, и каждый раз его проявление имеет разную меру.
Мы не имели специального инструментари ...