Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Понятие агрессии. Основные теории агрессииСтраница 3
Согласно социобиологическому подходу агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами – недостатком пищи или брачных партнеров. Таким образом, социобиологи убеждают нас, что агрессивность - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (скорее на генетическом уровне) в естественном отборе.
Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда другим.
Более распространенным является положение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как “неинстинктивная мотивационная” сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации.
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия.
Сформулированная Доллардом и его коллегами теория фрустрауции – агрессии звучит так:
1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
2. Агрессия всегда является результатом фрустрации
При этом предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает или поддерживает агрессивное поведение.
Бандура при внимательном рассмотрении каждой из формулировок посчитал, что они слишком расплывчаты.
С одной стороны ясно, что фрустрированные индивидуумы прибегают к вербальным или физическим нападкам на других. Они скорее демонстрируют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствие на своем пути.
Эмпирические исследования показывают следующее: несмотря на то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. Большинство психологов считают: связь между агрессией и фрустрацией гораздо менее жесткая, чем когда-то предполагали Доллард и его коллеги. Миллер, одним из первых сформировавший теорию фрустрации – агрессии внес поправки в первое положение: фрустрациия порождает различные моделиповедения, и агрессия является лишь одной из них.
Предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлена фрустрацией, также уводит слишком далеко. Нет практически никаких сомнений в том, что агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации. Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации – агрессии. Доллард и соавторы полагали, что чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем больше количество ответных реакций блокируется, те сильнее будет толчок к агрессивному поведению. Также они пришли к выводу, что «степень замедления в любом акте агрессии варьирует в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью наказания, могущего последовать за этим действием». Если индивидуума предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно запугав каким-либо наказанием, он все еще будет стремится к агрессивным действиям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на совершенно другого человека, нападение на которого ассоциируется с меньшим наказанием.
Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии – то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессорам жертвы обусловлен тремя факторами: 1) силой побуждения к агрессии;
2) силой факторов, тормозящих данное поведение;
3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.
Анрессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица.
Берковиц внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации – агрессии. Он утверждал, что фрустрация – один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – средовые стимулы связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.
Сущность толпы
«Когда голос берёт толпа, уже не важно,
что она хотела сказать».
Опальский Доминик
Изучая работы Гюстава Лебона, относительно психологии толпы, мы можем говорить о том, что толпа – это универсальное средство «усреднения людей». Стоит только большому количеству людей собраться в одном месте, как сразу же начинает происходить процесс у ...
Экспериментальное
исследование со стороны социального педагога успешности интегрированного
обучения детей-дошкольников с ЗПР. Цели, задачи и методы
исследования
Целью
нашего эксперимента является исследование успешности интегрированного обучения детей-дошкольников с ЗПР, его позитивного влияния на развитие всей психики ребенка, включая познавательный, эмоциональный и социальный ее компоненты. Особенно важным нам видится исследование данного феномена со стороны социального педагога.
Нами выдви ...
Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных
с человеческим фактором, можно разложить по различным уровням, а именно:
- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма);
- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношении, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);
- уровень общества (недостаточна ...