Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Понятие агрессии. Основные теории агрессии
Страница 4

Психологическая информация » Особенности человеческой агрессии » Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Понятие агрессии. Основные теории агрессии

Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Берковиц утверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору. Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна. Зильманн утверждал, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять (учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления).

Одним из аспектов теории Зильманна является положение о том, что возбуждение от одного источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции.

Было обнаружено, что возбуждение от таких источников, как физическая активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика, а также шум – способствует возникновению и проявлению агрессивных реакций.

Когнитивные модели агрессивного поведения. Модель образования новых когнитивных связей Берковица.

В соответствии с моделью образования новых когнитивных связей Берковица, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта.

Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие.

Теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь «интенсифицируют» агрессивную реакцию на наличие некоего барьера, препятствующего достижению цели.

Взаимозависимость познания и возбуждения. Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания, приносящего страдания опыта и поведения». Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероятно, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности.

Когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать импульсивно (то есть агрессивно).

Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение насилию.

Викарное научение – научение через наблюдение научения других.

Согласно Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1) способов усвоения подобных действий,

2) факторов, провоцирующих их появление

3) условий, при которых они закрепляются.

Усвоение агрессивного поведения

Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующиевсестороннего научения».

Биологические факторы.

Совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное.

Непосредственный опыт.

Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. К числу положительных факторов, приводящих к заметному усилению тенденции агрессивного поведения взрослых и детей относятся получение материальных поощрений (деньги, вещи, игрушки), социальное одобрение или более высокий статус, а также хорошее отношение со стороны других людей.

Научение посредством наблюдения

Дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей.Еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, остаются безнаказанными – это часто вдохновляет на подобное поведение.

Регуляторы агрессивного поведения

Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других. И, наконец, человек может сам себе назначить поощрения и наказания.

Страницы: 1 2 3 4 

Анализ профессионального здоровья сотрудников ОВД с различным опытом участия в ситуациях экстремального характера
В исследовании приняли участие 40 сотрудников органов внутренних дел. Испытуемые первой группы (23 человека), средний возраст - 35 лет – имеют опыт участия в экстремальных ситуациях, испытуемые второй группы (17 человек), средний возраст – 29 лет – не имеют опыта участия в экстремальных ситуациях. В результате анализа теста смысложизне ...

Экспериментальное изучение особенностей тревожности у несовершеннолетних осужденных. Выявление уровня тревожности несовершеннолетних осужденных
Проведенный анализ теоретических и эмпирических данных касающихся различных аспектов развития тревожности, позволил наметить подходы к осуществлению экспериментальной части нашего исследования. В соответствии с его программой, нами было проведено констатирующее исследование, иллюстрирующее приведенные выше теоретические положения и фикс ...

Методы исследования.
В ходе психологического исследования нами были использованы следующие методики. 1. Модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла (Э.М. Александровская, И.Н.Гильяшева). 2. Методика «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова, Т.И. Шульга, 3). 3. «Методика поправок» (Л.К. Маркова, Т.А. Матис, 27). 4. Методика «Игрушеч ...