Факторы, способствующие развитию зависимого поведенияСтраница 2
Большинство авторов связывают предрасположенность индивида к аддиктивному поведению с определенными акцентуациями характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы). Акцентуация характера, по А.Е. Личко, – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека [12, 19]. Акцентуация не есть патология, «заостренные» особенности характера могут проявляться не везде и не всегда и, как правило, не оказывают существенного влияния на успешность социальной адаптации [29].
В.Шабалина разработала концепцию зависимого поведения, основные положения которой выглядят следующим образом [49, 50]:
· Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым влечением к какому-либо объекту, т.е. оно обусловлено психологической зависимостью от него.
· Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны – ведущим мотивом деятельности.
· Источником формирования зависимого поведения является влечение к какому-либо объекту, обладающему особой привлекательностью для человека. По мере развития отношений с объектом, влечение возрастает и становится непреодолимым, что выражается в потере контроля над поведением.
· Корни зависимого поведения лежат в отношении человека к себе, другим и окружающему миру, т.е. в философии человека, которая влияет на выбор человека в определении способов удовлетворения базовых потребностей.
· Динамика формирования зависимого поведения определяется результатом разрешения конфликтов между стремлением человека к удовольствию и необходимостью учитывать интересы других людей или общества.
Анализируя особенности аддиктивной личности, В.Д. Менделевич ссылается на Э. Берна и через призму его теории раскрывает сущность аддиктивной личности. По мнению Э. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инициативе. У аддиктивной личности каждый вид голода обостряется. Она не находит удовлетворения чувству голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности [40].
Межличностные отношения слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта тут почти всегда гарантирован. Неодушевленными предметами легко манипулировать, поэтому растет уверенность в способности контролировать ситуацию. Страшно то, что манипулятивный стиль переносится в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной личности с предметным миром происходит специфическая переориентация: “одушевляются” предметные отношения с агентами аддикции и “опредмечиваются” межличностные отношения [34].
В качестве базисной характеристики аддиктивной личности В.Д. Менделевич выделяет зависимость. Для оценки отнесения человека к зависимому типу выделяются признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости: неспособность принимать решения без советов других людей; готовность позволять другим принимать важные для него решения; готовность согласиться с другими, чтобы не быть отвергнутым; затруднения начать какое-то дело самостоятельно; готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих людей; плохая переносимость одиночества и готовность на значительные усилия, чтобы его избежать; ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; страхом быть отвергнутым; легкая ранимость, податливость малейшей критике или неодобрения со стороны [40].
Аддиктивная личность проявляет склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний и неспособность нести ответственность за свои действия. Поведение аддиктивной личности характеризуется стремлением к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями “скучной” жизнью [40].
Аддикция – это, прежде всего, личностная проблема. Зависимость есть форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способности к саморазвитию [44].
Ряд авторов выделяют такие свойства аддиктивной личности, как гедонистическая установка и сниженная способность переносить трудности, стремление постоянно говорить неправду, лгать, изворачиваться, необязательность и несдерживание своих обещаний, уход от ответственности, перекладывание принятия решений на других и поиск оправданий, подозрительность и обидчивость, тревожность, в основе которой лежат глубокие комплексы и страхи, и желание получить поддержку [44].
Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ДЦП
Нарушения мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста ДЦП.
Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи
Характерной особенностью мыслительной деятельности учащихся с це ...
Практические рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья
детей старшего дошкольного возраста вконтексте воспитания в семье и дошкольном
образовательном учреждении
1.Психодиагностический блок.
На первом этапе психодиагностики детей поступающих в дошкольное образовательное учреждение, необходимо:
- изучить медицинский анамнез на основе специальной документации и беседы с медицинским работником;
- составить педагогический анамнез на основе анкетирования и бесед с воспитателем;
- изучить условия ...
Психологический тест. “Что вы знаете о себе” или выявление
акцентуации характера.
Тест предназначен для выявления акцентуации личности. Теоретической основой теста является концепция “акцентуации личностей” К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. В случае яркой выраженности основные черты характера становятся акцентуациями характера.
Тест содерж ...