Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, страдающих
игроманией. Выбор и обоснование объекта и методов исследованияСтраница 1
В исследовании приняли участие 18 человек в возрасте от 17 до 27 лет, подверженные зависимости от азартных игр. Среди них 17 мужчин и одна женщина. Выбор испытуемых обоснован тем, что все они проводят достаточно большое количество времени у игровых автоматов.
В ходе исследования были использованы методики, направленные на всестороннее изучение личности испытуемых, подверженных игровой зависимости. Применялись методики, направленные на изучение характерологических и типологических особенностей (опросник Леонгарда-Шмишека, ИТО), методики, позволяющие оценить эмоциональную сферу (Цветовой тест Люшера), ценностную сферу («Ценностные ориентации» (М.Рокич), «Выбор нравственных ценностей» (Матусевич)), что дает возможность определить содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру. Также использовалась проективная методика («Несуществующее животное»), позволяющая выявить качественные особенности личности.
1. Для выявления акцентуаций личности респондентов использовался опросник Леонгарда-Шмишека (Приложение 1).
Опросник разработан Н.Шмишеком на основе теоретической концепции «акцентуированных личностей» К.Леонгарда. Он включает 88 вопросов, направленных на диагностику 10 основных типов акцентуаций (гипертимного, эмотивного, тревожного, демонстративного, дистимичного, застревающего, педантичного, циклоидного, возбудимого и экзальтированного), а также 9 вопросов, составляющих так называемую «шкалу лжи». Обследуемому предлагается ответить на каждый из вопросов либо утвердительно («да»), либо отрицательно («нет»).
По окончанию опроса данные обрабатываются с помощью «ключа». При совпадении ответа на вопрос с «ключом», засчитывается 1 балл в пользу соответствующего типа акцентуации, затем количество баллов, набранное для того или иного типа акцентуации, умножается на определенный коэффициент «К», величина которого также указана в «ключе». Максимальная сумма баллов после умножения может достигать 24.
Сумма баллов в диапазоне 12-18 свидетельствует о тенденции к тому или иному типу акцентуации. Признаком явной акцентуации может считаться сумма в диапазоне 19-24.
2. Для оценки индивидуально-личностных свойств респондентов использовался индивидуально-типологический опросник (ИТО) Собчик Л.Н. (Приложение 2).
Опросник состоит из 91 вопроса, на каждый которых испытуемый должен ответить «да» или «нет». По окончанию опроса данные обрабатываются с помощью «ключа». Складывается количество баллов по каждой шкале (наибольшее 9 баллов, наименьшее 0 баллов): экстраверсии, спонтанности, агрессивности, ригидности, интроверсии, сензитивности и тревожности. Также считается количество баллов по шкале лжи и аггравации.
3. С целью изучения системы ценностей применялись методики «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Выбор нравственных ценностей» (Матусевич) (Приложения 3-4).
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания
Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к возникновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не облада ...
Особенности памяти у детей с задержкой психического развития
Память – психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной деятельности. У детей с задержкой психического развития память значительно ослаблена (ограничены объемы запоминания, продолжительность запоминания смыслово ...
Образность и алогичность "мышления"
Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, а с идеями - образами, по этому, что бы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходимо существенно видоизменить. толпе не свойственна формальная логика, по этому в ней могут уживаться самые против ...