Профилактика пограничных психических расстройств
Страница 3

Практически вряд ли можно говорить о противопоказаниях к групповой психотерапии больных неврозами, хотя и существуют определенные требования к подбору и комплектованию группы (например, не рекомендуется включение в одну группу более 2—6 больных с истерической или ананкастической акцентуацией характера, тяжелой обсессивной симптоматикой и т. д.; из больных моложе 18 и старше 50 лет более целесообразно создавать гомогенные по возрасту группы) [32, с. 41-45].

Частота групповых занятий может быть различной - от одного раза в неделю до ежедневных определяются возможностями и направленностью учреждения; оптимальная длительность занятия 1-1,5 ч.

В то время как личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (среди множества других психотерапевтических методов) в наиболее полном виде реализует этиопатогенетический подход к пониманию и устранению причин и механизмов развития неврозов, другие методы, используемые при неврозах, основаны на психотерапевтических воздействиях, относимых к симптоматическим, т. е. направленным в большей мере на смягчение или ликвидацию невротической симптоматики (гипноз, аутогенная тренировка, поведенческие методы и др.).

С помощью гипносуггестии можно воздействовать практически на все симптомы при неврозах, касающиеся как основных психопатологических проявлений (страх, тревога, астения, депрессия), так и других невротических синдромов (нейровегетативные и нейросоматические, двигательные и чувствительные расстройства и т. д.).

При неврозах могут быть использованы различные методы гипносуггестивной терапии: разработанный Н.В.Ивановым (1959) метод мотивированных внушений, имеющий не только симптоматическую, но и в известной мере патогенетическую направленность; методика удлиненной гипнотерапии В.Е.Рожнова (1985); вариант разработанной В.Е.Рожновым эмоционально-стрессовой психотерапии [19, с. 371-374].

Различные аспекты амбулаторной и стационарной эмоционально-стрессовой психотерапии представлены в работах В.Е.Рожнова (1982) и его сотрудников - М.Е.Бурно (1982), А.С.Слуцкого (1982) и др.

Можно согласиться с А.М.Свядощем (1982) в том, что внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов и не имеет противопоказаний. Реализуется оно преимущественно у людей с хорошей внушаемостью и, конечно, в значительной мере зависит от степени авторитетности врача.

Метод аутогенной тренировки наиболее показан при неврастении (общеневротическая симптоматика; нейровегетативные и нейросоматические синдромы - при более высокой эффективности в случае преобладания симпатического тонуса; нарушения сна, особенно засыпания; состояния тревоги и страха, нерезко выраженные фобии, в особенности при сочетаниях аутогенной тренировки с условнорефлекторными методами; сексуальные нарушения и т. д.). В меньшей степени применение этого метода показано у больных с выраженными астеническими, ипохондрическими расстройствами и истерическим неврозом. Отмечены хорошие терапевтические результаты применения аутогенной тренировки в амбулаторной практике для стабилизации ремиссий и предупреждения неврозов.

В последние годы при лечении больных неврозами получает распространение методика биологической обратной связи. Применение установки биологической обратной связи для достижения глубокой телесной и психической релаксации позволяет сократить время овладения упражнениями аутогенной тренировки и существенно повысить ее эффективность. Вместе с тем результаты лечения этим методом больных неврозами достаточно противоречивы. Указывается на необходимость учета при использовании методики биообратной связи таких психологических факторов, как повышение самооценки пациента, самовнушение, плацебо-эффект и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Исследование особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Программа исследования
Цель: Исследование эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Задачи исследования. 1. На основе теоретического анализа литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего детства, провести эмпирическое исследование, на предмет в ...

Список материально-технической базы кабинета педагога-психолога
1. Мебель (шкаф – 1, стулья – 15, столы -2, стол журнальный -1); 2. Магнитофон; 3. Компьютер; 4. Аудиокассеты с музыкой (релаксационные, активизирующие, шум моря, леса, детские песенки и т.д.); 5. Игры (дидактические и развивающие); 6. Игрушки; 7. Ковёр, часы, картины -3, цветы – 14. ...

Введение.
Проблема нашего исследования заключается в том, что зачастую низкая успеваемость в младшем школьном возрасте сочетается с высоким уровнем интеллекта ребенка. В чем же может быть причина низкой успеваемости школьников? Мы предположили, что этой причиной может быть несформированность у учащихся навыков саморегуляции. На это также указывал ...