Внешние и внутренние критерии успешности. Мотивация – как один из важнейших факторов успешности

Психологическая информация » Понятие успешности личности » Внешние и внутренние критерии успешности. Мотивация – как один из важнейших факторов успешности

Человек существо желающее. Он крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Мотивация для реализации желаний есть основной фактор социальной эволюции личности. Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни. Внешнее проявление частного мотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие потребности, более фундаментальные. Очевидно, что если бы ваш желудок постоянно был пуст, если бы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждодневно угрожали землетрясения и наводнения, если бы вы все время ощущали на себе ненависть окружающих, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн, доказать теорему, украсить свой дом, красиво одеться. Поэтому для понимания рассматривать потребности надо в ситуации стабильности и сытости, то есть когда базовые потребности в пище, безопасности и здоровье удовлетворены.

Идея успеха должна рассматриваться не как конечная, а как идея, связанная с парадигмой поиска эволюцией иных путей развития.

Критерии успеха можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним критериям можно отнести видимые достижения человека:

- материальное благополучие;

- признание и известность в профессиональных кругах;

- общественное признание (награды, звания);

- доступ к финансовым ресурсам для реализации своих идей и планов;

- хорошее здоровье, физическая привлекательность.

Внутренние критерии:

- удовлетворенность своей жизнью (работой, семьей, материальным положением, отношениями и т.д.);

- творческая реализация личности;

- надличностная реализация (внесение творческого вклада в культуру, искусство, в развитие общества);

- ощущение своей нужности и способности помогать другим людям, удовлетворять их потребности,

Безусловно, главный критерий – чувство удовлетворенности своей жизнью.

Внутренние критерии успешности зависят от субъективной картины жизни. Субъективная картина жизни – это отражение образа жизни в его сознании. Она включает в себя представление человека о наиболее значимых событиях прошлого, настоящего и возможного будущего, а так же о связях этих событий, причинно-следственных и инструментально-целевых. Оптимальными с точки зрения успешного развития личности являются следующие показатели картины мира:

- адекватное осознание человеком значимости событий;

- их четкая иерархизация по реальному мотивационному статусу (количеству причинных и целевых связей);

- несколько (но не на много) заниженный психологический возраст;

- наличие хронологически дальних (но актуальных) жизненных планов;

- осмысленность картины жизни.

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии
А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций ...

Десять правил психолога-профконсультанта
1 Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района 2 Во время проф. консультации обязательно иметь показания и противопоказания к профессиям, различные методики диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить и эту процедуру 3 Во время проф. консультации развивать самооценку и указывать на положительные кач ...

Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта психического здоровья детей старшего дошкольного возраста
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского воспитания и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, от него зависит характера взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и воспитателями, а также между детьми и значимыми взрослыми. [7].В 90-е годы ХХ века термин «стиль» воспита ...