Внешние и внутренние критерии успешности. Мотивация – как один из важнейших факторов успешности

Психологическая информация » Понятие успешности личности » Внешние и внутренние критерии успешности. Мотивация – как один из важнейших факторов успешности

Человек существо желающее. Он крайне редко бывает полностью удовлетворен, а если и бывает, то очень недолго. Стоит ему удовлетворить одно желание, на его месте тут же возникает другое, затем третье, четвертое, и так до бесконечности. Мотивация для реализации желаний есть основной фактор социальной эволюции личности. Желание непрекращающееся и неизбывное является характерной особенностью человека, оно сопровождает его на протяжении всей жизни. Внешнее проявление частного мотива практически всегда зависит от общего уровня удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей организма, то есть от того, насколько удовлетворены прочие потребности, более фундаментальные. Очевидно, что если бы ваш желудок постоянно был пуст, если бы вы все время изнывали от жажды, если бы вам каждодневно угрожали землетрясения и наводнения, если бы вы все время ощущали на себе ненависть окружающих, то у вас никогда не возникало бы желания написать ноктюрн, доказать теорему, украсить свой дом, красиво одеться. Поэтому для понимания рассматривать потребности надо в ситуации стабильности и сытости, то есть когда базовые потребности в пище, безопасности и здоровье удовлетворены.

Идея успеха должна рассматриваться не как конечная, а как идея, связанная с парадигмой поиска эволюцией иных путей развития.

Критерии успеха можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним критериям можно отнести видимые достижения человека:

- материальное благополучие;

- признание и известность в профессиональных кругах;

- общественное признание (награды, звания);

- доступ к финансовым ресурсам для реализации своих идей и планов;

- хорошее здоровье, физическая привлекательность.

Внутренние критерии:

- удовлетворенность своей жизнью (работой, семьей, материальным положением, отношениями и т.д.);

- творческая реализация личности;

- надличностная реализация (внесение творческого вклада в культуру, искусство, в развитие общества);

- ощущение своей нужности и способности помогать другим людям, удовлетворять их потребности,

Безусловно, главный критерий – чувство удовлетворенности своей жизнью.

Внутренние критерии успешности зависят от субъективной картины жизни. Субъективная картина жизни – это отражение образа жизни в его сознании. Она включает в себя представление человека о наиболее значимых событиях прошлого, настоящего и возможного будущего, а так же о связях этих событий, причинно-следственных и инструментально-целевых. Оптимальными с точки зрения успешного развития личности являются следующие показатели картины мира:

- адекватное осознание человеком значимости событий;

- их четкая иерархизация по реальному мотивационному статусу (количеству причинных и целевых связей);

- несколько (но не на много) заниженный психологический возраст;

- наличие хронологически дальних (но актуальных) жизненных планов;

- осмысленность картины жизни.

Методика №4. Шкалирование оценки личностной тревожности спортсмена
Цель: выявить стояние тревожности у спортсменов баскетболистов в период тренировочной деятельности. Задание – инструкция – прочитайте внимательно каждый из приведенных ниже вопросов и ответьте ДА или НЕТ. Долго над вопросами не задумывайтесь т.к. правильных и неправильных ответов нет. Оборудование: листы с вопросами. Обработка резуль ...

Качества личности, влияющие на процессы общения. Психологический облик человека
Процессы общения невозможны без участия человека, так как именно человек является главным и основным субъектом общения. И этот фактор существеннейшим образом определяет форму и содержание общения. Как сделала человека природа, и что сделал он сам с этой природой - все это, можно сказать, и определяет "человеческие" измерения о ...

Результаты исследования и анализ полученных данных по методикам. Констатирующий эксперимент
Экспериментальная работа проводилась на базе двух коррекционно-развивающих групп для детей с ЗПР в МДОУ №48 и в МДОУ №156. В эксперименте было задействовано 20 детей (2 группы численностью по 10 детей в каждой). Одна из групп является экспериментальной, другая – контрольной. Группы комплектовались детьми с диагнозом «ЗПР церебрально-о ...