Процесс переживания личностью кризиса. Природа возникновения кризиса
Страница 1

Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе общества, о кризисе в течении жизни больного, о кризисе, переживаемом отдельным человеком.

Дословно "кризис" (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт, исход.[17;178] В курсе кризисной психологии эта категория понимается:

- во-первых, как жизненный кризис, т.е. поворотный момент в жизни человека, а не общества;

- во-вторых, обычно понимается как тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т.п.; как эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни.

Таким образом, кризис - это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить как прежде и незнания как жить дальше, а также мучительным переживанием своего нового "Я". [7;44]

В отечественной психологии кризис, как психологический феномен, рассматривается обычно в трех значениях:

-как особое состояние, имеющее свои субъективные и объективные характеристики;

- как процесс переживания. [1;73]

Как социально-психологическая ситуация кризис рассматривается в ряду таких явлений, как "временное отношение", "хроническое отклонение" и "слом" Как особое состояние кризис проходит несколько стадий:

- шок и оцепенение (игнорирование травмирующих событий);

- осознание действительности и поиск смысла (гнев, чувство несправедливости, попытки "разрушить реальность");

- острое горе и отчаяние (душевная боль, трудности концентрации, утрата энергии);

- реорганизация и рождение нового (создание образа памяти).

Как процесс переживания, кризис рассматривался российским психологом Ф.Е. Василюком. Приведем основы его концепции: [7;46]

- внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего жизненного замысла;

- психологическим "органом", осуществляющим замысел, несмотря на неизбежные трудности и сложности мира, является воля;

- когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данной изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая критическая ситуация - кризис;

- таким образом, кризис - это критический момент и поворотный пункт жизненного пути, когда реализация жизненного замысла серьезно затрудняется, либо становится невозможной;

- динамика кризиса: он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла (испытания) и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации.

- процесс переживания может протекать в двух формах:

а) когда, реализация жизненного замысла серьезно затрудняется и осложняется (при этом сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни);

б) когда реализация жизненного замысла становится невозможной (в этом случае происходит метаморфоза личности, перерождение и принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа Я). [7;47]

Попытаемся теперь заглянуть за фасад явления, называемого "кризис", то есть попытаемся понять, что же происходит во время кризиса в психике человека.

Несколько предварительных замечаний. Британский специалист по кризисам Гленис Пери [21;45] подчеркивает, что "кризис - точка пересечения множества различных явлений", поэтому малоперспективным будут:

- абсолютизация либо биологических (физиологических), либо социального факторов возникновения кризисов;

Страницы: 1 2 3 4

Принципы психологической диагностики и коррекции задержки психического развития
Основные затруднения, возникающие при необходимости разграничения ЗПР с легкой дебильностью, с одной стороны, и с вариантами интеллектуальной нормы – с другой, связаны главным образом с необходимостью возможно более полной и точной оценки структуры и уровня нарушений интеллектуальной деятельности ребёнка. Не менее значимым является и ан ...

Структура личности
Когда в повседневной жизни мы даем характеристику личности человека, то мы без особых колебаний включаем в нее такие черты, как, например, силу воли ("сильная личность", "слабохарактерный человек"), отношение к людям ("доброжелательный", "равнодушный") и т.п., но обычно не относим к числу личностн ...

Личностные характеристики лидеров
Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Исследования, проведенные ...