Процесс переживания личностью кризиса. Природа возникновения кризиса
Страница 3

3 Наличие неверных представлений и установок ("относительно безвредные в обычных обстоятельствах, они могут создавать проблемы на фоне сильного стресса". [6;18] Что обычно понимается под такими представлениями и установками? Во-первых, представление о том, страдание есть залог добродетели. Во-вторых, неверное представление о том, что страх можно преодолеть, избегая контакта с его источником. Наконец, в-третьих, установка, гласящая, что стыдно быть счастливым, когда вокруг так много несчастья Особенно это характерно для нашего менталитета. У людей возникает чувство психологического дискомфорта из-за того, что многие люди страдают и несчастны, в то время как тебе хорошо и ты чувствуешь себя счастливым. Возникает трудно объяснимое состояние, когда человек несчастлив своим счастьем. [16;76]

4. Инерция мышления. После кризисного события разум продолжает использовать старые планы, былые представления и пытается заставить реальность соответствовать им. Это неизбежно, таковы особенности человеческого восприятия. В этих условиях создать новую картину мира непросто по ряду причин. Во-первых, наличие какой-нибудь картины, плана всегда лучше, чем их отсутствие. Любая картина, план придают смысл окружающим событиям. Бессмысленность же переносится человеком с трудом. Во-вторых, мы не можем мгновенно поверить во что-то новое. Нужны не малозначимые корректировки картины мира или образа "я", а коренное переосмысление всего существующего. Это не достигается сразу и безболезненно

5. Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний. Радикальное несоответствие между внутренней картиной мира и сигналами, которые поступают извне, вызывают эмоции. Эмоции - это сигналы о необходимости уделить чему-то больше внимания, пока оно не переросло в большую проблему. Как метко заметила Г. Перри, "мы выбираем кратковременное освобождение от тревоги, которое получаем ценой появления проблем, требующих длительного решения. Когда кризис, в конце концов, поражает нас, то, изначально проявившийся как опасение, досада, печаль, перерастает в панику, ярость и отчаяние, то есть переживание, в значительно меньшей степени поддающееся управлению" [21;186]

Кризис противоречив. С одной стороны, это болезненные переживания своего несоответствия, своей никчемности. С другой стороны, кризис - это возможность для личностного роста. Если основные убеждения пересматриваются, то в итоге возникает более глубокое и полное осознание себя и мира.

Вот почему время кризиса - это решающий поворотный момент в жизни человека, когда в результате страданий и боли рождается нечто новое и хорошее. Вот почему любой кризис - это выбор. Либо защищать нашу внутреннюю картину от каких-либо внешних доказательств ее неправильности, либо попытаться сформировать новую картину окружающего нас мира. В содержательном отношении второй путь требует перестройки смысловых структур сознания и переориентирования на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности. [25;132]

Таким образом, "психологический кризис представляет собой дисбаланс конструктивных и разрушительных тенденций и форм психической деятельности. На почве этого дисбаланса основных личностных тенденций оформляется ситуационная реакция, которая представляет собой модус поведения личности, определяемый личностной позицией, которую человек занимает, исходя из собственной (складывающейся у него в этот момент) концепции данной ситуации. Ситуационная реакция есть оформленный, структурированный ответ на какую-либо ситуационную нагрузку, выливающийся в определенно окрашенное эмоциональное состояние и соответствующее этому состоянию поведение"

Всякий кризис обязательно сопровождается стрессом. Но из этого совсем не обязательно, чтобы каждый стресс был и кризисом. Самое важное заключается в том, что кризис затрагивает вершинную часть личности - его самосознание, направленность, в то время далеко не всякий стресс может вызвать изменения в этой сфере. Каковы же характерные черты кризиса как явления?

Страницы: 1 2 3 4

Влияние массовой культуры на интересы подростка
В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ряд интересов, видов их времяпрепровождения подростков мы попытались выстроить на основе выводов собственных исследований. Так, посмотрет ...

Лист ответов
ЗС Т ПЖ ХО Ч ПН уож уож уож уож уож уож 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 ...

Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности
Рассмотрим состояния спортсмена, возникающие в тренировочной деятельности: Монотония – означает однообразие. Она сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе. Различают три формы монотонии: - Неуверенность Феномен «уверенность-неуверенность» характеризует процесс оценки ситуации, т. е. связан с информативной ...