Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности
Страница 1

Психологическая информация » Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов - баскетболистов в тренировочном процессе » Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности

Рассмотрим состояния спортсмена, возникающие в тренировочной деятельности:

Монотония – означает однообразие. Она сопровождается чувством скуки, падением интереса к выполняемой работе. Различают три формы монотонии:

- Неуверенность

Феномен «уверенность-неуверенность» характеризует процесс оценки ситуации, т. е. связан с информативной сферой психической деятельности, а не с эмоциональной. Причиной неуверенности являются новизна обстановки, задания, неясность и неопределенность цели и задачи, недостаток сведений, необходимых для принятия решения или прогноза успеха, а также неуспеха; борьба мотивов, например, хотения и долженствования. Неуверенность возникает у лиц легко внушаемых, с навязчивыми мыслями. Такие спортсмены верят в приметы, ритуалы, что связано с их эмоциональной неустойчивостью.

- Утомление

Состояние утомления возникает при длительной и интенсивной работе, в результате которой человеку становится сначала трудно, а затем и невозможно поддерживать необходимую интенсивность и качество работы.

С одним из первых признаков утомления мы прекрасно знакомы — это чувство усталости, которое затем сменяется чувством бессилия, понижение уверенности в собственных силах и возможности довести начатое дело до конца. Ухудшается внимание: Вы легко отвлекаетесь, не можете сконцентрироваться. Чувство усталости, как правило, быстрее появляется, когда работа была изначально неинтересной или в дальнейшем приобрела это свойство.

- Переутомление

Очень негативное по последствиям состояние, требующее незамедлительного отдыха и восстановления сил.

Страх.

Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха, который может повлечь за собой успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса.

Различается три формы страха, возникающие при осознании опасности.

Первая форма – астеническая реакция – проявляется в оцепенении, дрожи.

Вторая форма—паника.

Третья форма – боевое возбуждение, связанное с активной сознательной деятельностью в момент опасности.

Поведение человека при различных формах страха различно. В сложных ситуациях влияние страха будет зависеть от характера доминирующей привычки, возникающей в данной ситуации.

Тревожность

Тревожность может возникать как в тренировочной деятельности, так и в предсоревновательной. Оно сопровождается: расстройством кожно-гармонических реакций, нарушением дыхательного цикла, замедленными двигательными действиями.

Изучить состояния, возникающие у спортсменов баскетболистов в период тренировочной деятельности, мы можем с помощью наблюдения, анкеты и шкалирования.

Наблюдение – это метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся в естественных условиях.

Наблюдение – это универсальный метод, используемый в различных ситуациях. Научное наблюдение, имеющее психолого – педагогическую направленность, должно удовлетворять ряду требований:

Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности (игре, учебе, труде, общении, спорте);

Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать?), продумать план, определить сроки и средства наблюдения, показатели (что фиксировать?), возможности просчета (ошибки) и пути их предупреждения, предупредительные результаты; при этом надо точно определить особенности, за которыми ведется наблюдение (их не должно быть много). Конечно, целью наблюдения должна быть разработка путей исправления выявленных недостатков поведения.

Самостоятельность. Наблюдение должно выявляться самостоятельной, а не попутной задачей. Если учитель ставит перед собой одновременно ряд других задач (воспитательных, организационных), то его выводы могут оказаться и объективными, но лишь случайно замеченными, т.к. основные условия внимания будут направлены на решение целого ряда задач.

Естественность. Оно должно проводиться в естественных условиях.

Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию учителя, а в соответствии с планом.

Объективность. В процессе наблюдения учитель должен фиксировать не свои предложения, а записывать объективные факты.

Фиксация. Все данные наблюдения должны систематически фиксироваться. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно идут в хроническом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения записи удобно оформлять в виде схем, таблиц.

Страницы: 1 2 3 4

Метод наблюдения в специальной психологии. Общая характеристика метода наблюдения и его виды
Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют собрать достоверную информацию о детях с нарушениями развития. Всякое наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Прежде всего надо поставить цель наблюдения, ответить на вопросы, для чего осуществляется наблюдение и какие ре ...

Моральная сфера
В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности. ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от ...