Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности
Страница 3

Психологическая информация » Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов - баскетболистов в тренировочном процессе » Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период тренировочной деятельности

Вопросы анкеты должны удовлетворять ряду требований.

Вопросы закрытых анкет должны предполагать ответ только в одном смысле (лучше всего «да», «нет», «не знаю») или предлагать несколько ответов, из которых надо сделать выбор.

Не предлагать вопросы, требующие нравственной или социальной оценки своих качеств.

Формулировать вопросы точно, лаконично, ясно, доступно для понимания, просто, конкретно.

На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.

В анкете желательно иметь вопросы, как прямой, так и в косвенной форме, как личные, так и безличные.

Целесообразно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем трудные (выявляющие суждения, оценку), далее самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключении (последняя треть) – опять простые вопросы.

Достоинствами анкетного метода является: массовость обследования, большая скорость сбора информации, легкая обработка результатов, широкое применение математических методов анализа данных; возможность получение письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме состоятся без ответа; возможность сравнения результатов нескольких обследований, удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа); уменьшение вероятности неправильного понимания вопросов (в анкетах закрытого типа).

Вместе с тем, используя анкетный метод, следует иметь ввиду, что он все же не позволяет полностью охарактеризовать все сферы личности; с его помощью трудно рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию; трудно рассчитывать на полные, правильные, точные ответы, так как различные учащиеся на вопросы могут отвечать по-разному, а потому часто возникают трудности в классификации ответов; ответы не всегда являются достаточным для окончательных выводов; в анкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять что-либо, поэтому данный метод нельзя назвать гибким; объективность ответов не всегда высокая, т.к. учащиеся могут отнестись к ответу недобросовестно; жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрошенных и заставить ответить не то, что они думают в действительности; анкетирование – искусственный, а не естественный метод; он не учитывает различное понимание вопросов школьниками.

Все указанные достоинства, недостатки, требования обязательно надо учитывать при использовании анкетирования.

Анкета «Мое состояние»

Цель исследования – выяснить возникают ли состояния у спортсменов в тренировочной деятельности.

1. Возникает ли у вас некий «дискомфорт» во время тренировок?

а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА

2. Возникало у вас оцепенение, дрожь, паниковали ли вы во время тренировок?

а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА

3. Нарушался ли у вас дыхательный цикл?

а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА

4. Возникало ли у вас такое чувство, как чувство усталости, бессилия, ухудшения внимания?

а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА

5. Прекращали вы тренироваться из-за того, что больше не могли выполнить какие-либо физические упражнения?

а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА

6. Возникало ли у вас чувство скуки, потеря интереса к выполняемой работе?

а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА

7. Возникала ли у вас преждевременная усталость?

а) ДА б) НЕТ в) ИНОГДА

С целью апробирования методик по выявлению тревожности, я провел исследования с группой учащихся подросткового возраста.

Опросник Спилбергера состоит из двух подшкал: измерение тревожности как эмоционального состояния.

Личностная шкала самооценки Спилбергера включает 20 вопросов (см. таб.3). Подсчет количества баллов производится следующим образом. Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19. К полученной разности прибавляется цифра 35. Суммарный показатель по шкале Спилбергера показывает: до 30 баллов – низкий уровень тревожности, от30 до 45 баллов – средний уровень тревожности, свыше 45 баллов – высокий уровень тревожности.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Таблица 3

Личностная шкала самооценки Спирберга

п/п

Предложения

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Я испытываю удовлетворение

Я быстро устаю

Я легко могу заплакать

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

Бывает, что я проигрываю из-за того, что я недостаточно быстро принимаю решение

Я чувствую себя добрым

Я спокоен, хладнокровен и собран

Ожидание трудностей очень тревожит меня

Я слишком переживаю из-за пустяков

Я вполне счастлив

Я принимаю все слишком близко к сердцу

Мне не хватает уверенности в себе

Я чувствую себя в безопасности

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

У меня бывает хандра

Я бываю доволен

Всякие пустяки отвлекают меня

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть

Я уравновешенный человек

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Страницы: 1 2 3 4

Обработка полученных результатов
Исходные данные по каждому фактору в группах испытуемых разместим в таблицах 2.1. (врачи) и 2.2. (медсестры). Таблица 2.1. Результаты опросника (врачи). № исп. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 MD 8 6 8 7 6 10 7 4 7 4 ...

Моральность
Толпа может иногда демонстрировать очень высокую нравственность, очень возвышенные проявления: самоотверженность, преданность, бескорыстие, самопожертвование, чувство справедливости и т.д. ...

Особенности невербальной коммуникации у детей с аутизмом
Использование жестов, мимической экспрессии, движений тела у детей с аутизмом. Очень часто отсутствует указательный жест. Ребенок берет родителей за наблюдения над здоровыми младенцами обнаруживают связь между специфическими движениями рук, направлением взора, вокализацией и лицевой экспрессией. Многие исследователи раннего возраста ук ...