Изучение состояний, возникающие у спортсменов (баскетболистов) в период
тренировочной деятельностиСтраница 2
Наблюдение бывает: внешнее – способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны; внутреннее – самонаблюдение; свободное – не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект исследования; стандартизированное, напротив, заранее определено и ограничено в плане того, что наблюдается; включенное наблюдение – исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого ведется наблюдение; скрытое – наблюдаемый не знает и не подозревает о том, что за ним наблюдают.
С помощью наблюдения можно изучить внимание, поведение, темперамент, память, характер, способности учащихся.
У наблюдения есть свои достоинства:
1) оно позволяет изучить проблемы, не допускающие экспериментального решения;
2) позволяет анализировать деятельность ученика;
3) поведение ученика в естественных условиях;
4) оно позволяет «поймать» сам момент проявления поступка.
Наблюдение имеет ряд недостатков, которые надо учитывать:
При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов;
Пассивный метод: учитель «пожинает» результаты и явления тех ситуаций, которые появляются независимо от его планов;
Нельзя влиять на ход событий;
Можно упустить существенное;
Анализируются только внешнее проявление поступка.
Примером наблюдения может являться наблюдение за активностью ученика на уроке.
Дневник для наблюдения за возникновением состояний у спортсменов в период тренировочной деятельности (см. таб. 2).
Цель: путем наблюдения выявить состояния у спортсменов в тренировочной деятельности.
Таблица 2
Дневник наблюдения
Дата, время. |
Тренировочная деятельность | |||||||||||||
Ф.И.О. |
Страх |
Неуверен ность |
Тревожность |
утомление |
переутомление |
монотония | ||||||||
Оцепенение, дрожь |
паника |
боевое возбуждение |
Боязнь выполнить задание |
Нарушение дыхания; |
Замедленное движение |
Расстройство кожи |
Чувство усталости |
Чувство бессилия |
ухудшение внимания |
Полное прекращение работы |
чувство скуки |
потеря интереса к выполняемой работе | ||
Анкетирование – методический прием получения психологической информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования.
Существуют несколько видов анкет. По содержанию анкета может касаться фактов («твои занятия в свободное время»); характеристик окружающих людей, событий, суждений учащихся («В чем, по-твоему, причина того, что большинство ребят учатся не в полную силу?»); намерений («поедешь ли ты в летний трудовой лагерь?»).
По форме анкеты могут быть: открытыми, в которых прямые вопросы предполагают свободные ответы по своему усмотрению; закрытыми, в которых к вопросам даны готовые ответы (например, «да», «нет», «не знаю», «иногда» и др.), и ученик должен выбрать один из них или оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов.
С помощью анкетирования на основе словесного отчета учащихся учитель получает эмпирический материал для установления личностных качеств, суждений, ориентаций и установок.
Роль квазиидеалов в электоральной интеграции
Независимо от вида влияния на поступки и действия, направление активности во многом зависит от предшествующей готовности субъекта совершить поступки и действия именно так, как он это делает. Не обсуждая подробно проблему готовности, отметим, что любая готовность существует до того, как человек начал действовать.
Типичной разновидностью ...
Психолого-педагогические основы проявления
депрессивных состояний у подростков и их коррекция. Депрессия как эмоциональное состояние личности
Депрессия - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состоя ...
Способы уменьшения влияния человеческого фактора.
Соответственно каждой группе психологических причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев, рассмотренных выше, необходимо назначить группу профилактических мероприятий в каждой из них.
3.1 Мотивационная часть - пропаганда и воспитание.
Необходимо помнить, что важное значение в формировании модели поведения имеет социаль ...