Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями
Общая характеристика развития речи умственно отсталых дошкольников.
Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. - отсутствие речи) - это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии (c греч.- расстройство сочленения)- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту). В целом, большинство дошкольников - олигофренов овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено.
Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.
Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.
Произведения народной художественной культуры как
средство влияния на представления детей об отношениях в социуме (программа
тренинга)
Содержание программы тренинга содержит три блока.
Цель программы: расширение представлений детей о народной художественной культуре; устранение искажений стереотипов поведения; реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Задачи:
1. Формирование интереса к произведениям народной художественной культуры;
2. Расширение ...
Формирование жизненного пути (опросник «картина мира»)
Под картиной мира мы понимаем реальную картинку, которую мы воспринимаем всеми каналами ощущений, многомерно. Т.о., вот здесь, где слово вижу- картина мира, реальность, данная нам в ощущениях. Вот здесь, под словом знаю- описание мира - весь комплекс известных нам законов, объектов, воззрений, оценок, установок, представлений и психолог ...
Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления
ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Таблица 1 Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка
Параметры
Оценка в баллах
Какое из перечисленных настроений преобладает?
Бодрое, уравновешенное
Раздражительное, неустойчивое
Подавленное
3
2
1
Как засыпает ...