Психология личности несовершеннолетнего правонарушителя

Психологическая информация » Психология личности несовершеннолетних нарушителей » Психология личности несовершеннолетнего правонарушителя

Социальная детерминация поведения личности носит сложный характер. С одной стороны, на личность влияют (и ее формируют) объективные отношения, в которые включается человек и которые определяют его субъективное отношение к окружающему, выражающееся в его стремлениях, склонностях и т.п. Социальный статус и выполняемые личностью социальные роли определяют ее место в обществе. Но так как эти функции малолетних, как и несовершеннолетних в целом, по существу, лишь декларируются в официальных программах и документах, а на самом деле их социальные роли, мягко говоря, занижены, то противоречия здесь налицо, а значит, имеются и причинные явления несогласия, которое может быть выражено в противоправной форме. Известно, что одна и та же социальная среда формирует разные человеческие личности. Формирование личности малолетнего с противоправными установками происходит при активном восприятии ею негативных явлений социальной среды, которая накладывает отпечаток на потребности человека, его интересы, мотивы, цели, эмоции и волю. В конечном счете, личность приобретает отклоняющуюся направленность поведения в виде определенной системы отношений к обществу, социальным и другим нормам.

С другой стороны, важнейшими свойствами человека являются его способность избирательно реагировать на внешние воздействия, преобразовывать их, выступать субъектом социальных процессов. Исследования психологов показывают, что даже специально направленные на личность воспитательные и другие воздействия могут быть эффективными, только если они опосредуются самой личностью. Особенностью личности малолетних является результат преломления в их сознании сложной системы общественных отношений, в рамках которой проходит их жизнедеятельность.

Для большинства психологических подходов характерно, прежде всего, рассмотрение личности правонарушителя в качестве социального типа, обладающего определенной общественной опасностью, реализуемой в криминогенной ситуации совершением преступления. Общественная опасность личности выявляется в процессе ее социальной деятельности. Антиобщественное поведение, как и общественно приемлемое, реализуется в пределах физических и психических возможностей человека. Однако отличие состоит не в специфических физических и психических возможностях субъекта, а в мотивации поведения.

Сталкиваясь с многочисленными случаями антиобщественного поведения малолетних и стремясь объяснить побудительные мотивы такой активности, криминологи, психологи и педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом, прежде всего, возрастных особенностей ее участников. «Кривая возраста» — одна из самых устойчивых в характеристике преступности и занимает особое место в психологии несовершеннолетних. Это определяется не только связью наступления уголовной ответственности с достижением определенного возраста, но и существованием возрастных этапов нравственного формирования личности и, главное, тем, что для каждого возрастного периода онтогенеза характерен «свой», набор потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентации.

Особенности психологического консультирования суицидальных клиентов. Задачи консультанта
Отношение кризисных служб к суициду различно. Некоторые созданы специально для работы с суицидальными клиентами, другие считают, что проводят профилактическую работу, не дают людям дойти до последней черты отчаяния, за которой лежит суицид. Кроме того, в основе работы одних служб лежит мнение, что поддерживать клиента в суицидальном нам ...

Личностные характеристики в сфере деятельности социального работника
Сфера социальной работы многообразна, деятельность людей данной профессии определяется многоаспектностью решением проблем и задач. Успех этой деятельности, как, известно, определяется профессионализмом личности специалиста, соблюдением им этических принципов и норм, наличием готовности к деятельности и развитости определенных профессион ...

Разносторонняя реализация и гармония личности как основной критерий успешности в современном обществе
Человек – существо многогранное, сложное. Одномоментно в нем происходит множество процессов. Иногда эти процессы противоречат друг другу. Например, человек имеет сознательное желание получить повышение по службе, но подсознательно он боится лишней ответственности и напряжения. И в результате он не получает повышение. То есть помимо созн ...