Становление психологии саморегуляции предметной деятельности.
Страница 1

Психологическая информация » Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников » Становление психологии саморегуляции предметной деятельности.

В 60-70-х годах начала разрабатываться концепция осознанной саморегуляции деятельности человека. Этим исследованиям предшествовали довольно обширные исследования изолированных процессов регуляции. Ориентировка человека в условиях деятельности и закономерности анализа условий и контроля тщательно изучались в русле концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Я.А. Пономарев, детально изучая психологические особенности внутреннего плана действий. В.В. Давыдов – роль обобщений и рефлексивно-теоретического осмысления учащимися выполняемых заданий и условий окружающей действительности, А.В. Захарова, М.Э. Боцманова, А.И. Липкина – роль самооценки в деятельности учащихся и в их развитии, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова – роль мотивации учебной деятельности. И.С. Кон, М.И. Лисина анализировали самосознание ребенка и его определяющее влияние на направленность деятельности и развития.

Каждый из перечисленных выше процессов имеет место в саморегуляции. Но объединение этих процессов в систему регуляции, рассмотрение и изучение ее целостной структуры и установление необходимого и достаточного числа основных структурных компонентов в системе составили методологию собственно регуляторного подхода.

В 1980 году на ХХII Международном конгрессе психологов в Лейпциге советский психолог О.А. Конопкин заявил о необходимости разработки новой области психологии – психологии саморегуляции предметной деятельности и поведения. Развивая взгляды ведущих советских психологов, О.А. Конопкин сформулировал основные принципы саморегуляции деятельности человека (системность, активность, осознанность), разработал представление о структуре системы саморегуляции и ее компонентах. В ходе исследований, проводимых под его руководством в Лаборатории психологических проблем регуляции деятельности НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, раскрыты многие механизмы саморегуляции деятельности, связи системы саморегуляции с продуктивностью психических процессов, с личностными особенностями, эффективностью деятельности человека.

По определению О.А. Конопкина психическая саморегуляция – один из высших уровней регуляции активности биологических систем, отражающий качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексию субъекта на самого себя и свою активность, деятельность, поступки.

Уровень психической регуляции, организация и функционирование которого осуществляется и контролируется произвольно и осознанно, обозначается понятием «осознанная саморегуляция». При этом имеется в виду не постоянно развернутая актуальная осознанность всех моментов регуляции субъектом своей целенаправленной активности, а их принципиальная подвластность, «подотчетность» сознанию субъекта, доступность сознательному анализу, контролю и управлению.

Раскрытие закономерностей формирования и функционирования произвольной осознанной саморегуляции, реализуемой человеком в различных видах и формах деятельности, поступках и поведении в целом, - одна из общезначимых задач психологической науки. Она лежит в центре важнейших теоретических проблем психологии.

Страницы: 1 2 3 4

Психологические основы ресоциализирующей деятельности
Для того чтобы современные ИУ стали учреждениями ресоциализаций осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы принципиальная их реорганизация, насыщение психолого-педагогически грамотным персоналом. Не исключены и ритуал церковного покаяния (равно как и аналогичные ритуалы других конфессий), система религиозного душеизл ...

Проблемы изучения профессионального здоровья личности в психологической литературе. Концептуальные подходы в понимании профессионального здоровья личности
Сегодня проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание. Подробно изучаются различные аспекты психологического обеспечения профессиональной деятельности, непосредственно связанные с влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжения, перегрузок, психотравмирующих факторов и т.д.) на физическое и психическо ...

Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипны ...