Эмпирический анализ исследования личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми. Описание методов и методик и организация исследования
Страница 1

Психологическая информация » Личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми » Эмпирический анализ исследования личностных особенностей подростков, увлекающихся компьютерными играми. Описание методов и методик и организация исследования

Гипотеза: Подростки, увлекающиеся компьютерными играми, по нашему мнению, должен обладать следующими качествами:

· общительность

· абстрактное мышление

· эмоциональная нестабильность

· подчиненность

· экспрессивность

· робость

· чувствительность

· доверчивость

· мечтательность Go язык программирования GUI

· прямолинейность (наивность)

· спокойствие

· конформизм (зависимость от группы)

· низкий самоконтроль

· расслабленность

· консерватизм

· низкая нормативность поведения

В качестве специальной исследовательской процедуры для диагностики личностных особенностей нами была использована методика 16 – факторного опросника Кеттела. Использован метод ручной обработки ответных листов - на них поочередно накладываются «ключи». Так же нами был использован арифметический метод: вычисление среднего арифметического, построение графиков, сравнительный анализ и статистическая обработка данных.

16 - факторный личностный опросник Р.Кеттелла - одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. В рамках данного подхода наиболее распространенной является "теория личностных черт", согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. На основании этой теории и построен данный тест. В ходе тестирования личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Необходимо подчеркнуть, что данный тест предназначен в первую очередь для оценивания нормальной личности, позволяя подробно описать личностную структуру, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья. Опросник представляет систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.

16 основных характеристик, представленных в тесте:

•сердечность

•интеллект

•эмоциональная учтойчивость

•доминантность

•беспечность

•совестливость

•смелость

•мягкосердечнсоть

•подозрительность

•мечтательность

•расчетливость

•чувство вины

•радикализм

•самодостаточность

•самоконтроль

•напряженность

В определении свойств личности выделяется направление, развивавшееся в рамках метода факторного анализа личности. Наиболее ценный и систематический вклад в это направление внесли такие исследователи, как Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и Р. Кеттелл.

Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.

В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла в настоящее время наиболее часто используется в исследованиях личности и получила достаточно высокую оценку у психологов-практиков. Характер представляет собой взаимосвязь обобщенных и ярко выраженных свойств, определяющих своеобразие психического облика и общественного поведения человека. Среди этих свойств тест Р.Кеттелла выделяет коммуникативные, интеллектуальные, эмоционально-мотивационные, основные общие черты характера. Каждый фактор предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности. 16-ти факторный опросник Р.Кеттела отражает модель индивидуально-психологических свойств личности и позволяет прогнозировать ее реальное поведение.

Страницы: 1 2

Социально - психологические особенности детей сирот
Психологическое и социальное развитие детей-сирот. В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отлич ...

Волевая регуляция деятельности. Формирование волевых качеств личности
Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намере ...

Социально-философский анализ роли семьи.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются ...