Причины конфликтов в организациях. Стратегия поведения в конфликте
К настоящему моменту специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими.
Важно рассмотреть, как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть и руководитель
«Выделены пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации»[9]:
- приспособление, уступчивости;
- уклонение;
- противоборство;
- сотрудничество;
-компромисс.
1.Уступчивость, приспособление этот стиль может быть применен, когда:
-важнейшая задача- восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;
-предмет разногласия не важен;
-лучше сохранить добрые отношения, чем отстаивать свою точку зрения;
-оппонент сознает, что правда не на его стороне;
-оппонент чувствует, что у него недостаточно власти или шансов победить.
2.Уклонение (избегание, уход) рекомендуется использовать в следующих ситуациях:
-источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами, а потому не стоит тратить на него силы;
-у оппонента мало власти для решения проблемы желательным для него способом;
-оппонент знает, что не может решить вопрос в свою пользу;
-оппонент хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;
-немедленно пытаться решить проблему опасно. Так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
-у оппонента был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
3.Противоборство, конкуренция используется в случае, если исход конфликта очень важен и участник:
-делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
-обладает достаточной властью и авторитетом и ему представляется очевидным, что предлагаемое им решение-наилучшее;
-чувствует, что у него нет иного выбора и ему нечего терять;
-должен принять непопулярное решение и у него достаточно полномочий для выбора этого шага;
-взаимодействует с людьми, предпочитающими авторитарный[10] стиль.
4.Сотруднечество требует продолжительной работы с участием всех сторон. Его используют в следующих случаях:
-необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
-у оппонентов длительные, прочные и взаимозависимые отношения;
-основной целью является приобретение совместного опыта работы;
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
-необходима интеграция точек зрения и усиления личностной вовлеченности сотрудников.
5.Стиль компромисса напоминает стиль сотрудничества, но осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Такой подход к разрешению конфликта в следующих ситуациях:
-обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
-удовлетворение желания каждого из оппонентов имеет е слишком большое значение;
-оппонентов может устроить временное решение;
-компромисс позволит хоть что-то получить.
Невербальные средства общения. Межличностное пространство.
Взгляд. Язык поз и жестов
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
• около 70% информации человек воспринима ...
Обработка полученных результатов
Исходные данные по каждому фактору в группах испытуемых разместим в таблицах 2.1. (врачи) и 2.2. (медсестры).
Таблица 2.1. Результаты опросника (врачи).
№ исп.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
MD
8
6
8
7
6
10
7
4
7
4
...
Понятие конфликта, его сущность. Определение конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходи ...


