Характеристика основных функций процесса общенияСтраница 1
Как справедливо замечает Г.М. Андреева[2,С.125], в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Сходная классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова [17,С.112]: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.
Общение полифункционально. Это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.
С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения, утверждает автор [17,С.132]:
А. Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и реализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.
Б. Инструментальная функция заключается в обслуживании различных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.
В. Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека средством развития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.
В качестве основной рабочей функции А.А. Бодалев [4,С.243] выделяет инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (эта функция особенно характерна для творческих личностей).
Е.П. Белинская считает, что по критерию «цель общения», можно определить восемь функций общения[3,С.154]:
1) контактная, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2) информационная, цель которой обмен сообщениями, то есть прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.п.;
3) побудительная, цель которой стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная, цель которой взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
Методы обучения
Это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребёнка, ведущего от незнания к знанию. Применяя различные методы, преподаватель сообщает ученикам материал для познавательной
деятельности и руководит ею
. Методы обучения связаны с формами и способами мышления, которые обеспечивают возможно ...
Интернет-коммерция
Счастливый день! Могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще не полный)
Горсть золота накопленного всыпать.
А. С. Пушкин. "Скупой рыцарь".
Особенность интернет как поля для коммерческой деятельности обусловлена его открытостью, как системы доступа к информации. Коммерческая деятельность в интернет развивается по ряду напр ...
Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении как детерминанта
психического здоровья детей старшего дошкольного возраста
Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского воспитания и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, от него зависит характера взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и воспитателями, а также между детьми и значимыми взрослыми. [7].В 90-е годы ХХ века термин «стиль» воспита ...