Характеристика основных функций процесса общенияСтраница 1
Как справедливо замечает Г.М. Андреева[2,С.125], в наиболее обобщенных классификациях выделяются следующие аспекты (или функции) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Сходная классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова [17,С.112]: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.
Общение полифункционально. Это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.
С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения, утверждает автор [17,С.132]:
А. Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения фоpмиpуются и реализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.
Б. Инструментальная функция заключается в обслуживании различных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.
В. Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека средством развития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.
В качестве основной рабочей функции А.А. Бодалев [4,С.243] выделяет инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (эта функция особенно характерна для творческих личностей).
Е.П. Белинская считает, что по критерию «цель общения», можно определить восемь функций общения[3,С.154]:
1) контактная, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2) информационная, цель которой обмен сообщениями, то есть прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.п.;
3) побудительная, цель которой стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная, цель которой взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
Особенности развития мыслительных операций у слепых детей. Развитие
аналитико-синтетической деятельности слепых детей.
Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для детей с нарушением зрения характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности -чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сплачиваются и ...
Вопросы:
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше нас ...
Анализ профессионального здоровья сотрудников ОВД с различным опытом
участия в ситуациях экстремального характера
В исследовании приняли участие 40 сотрудников органов внутренних дел. Испытуемые первой группы (23 человека), средний возраст - 35 лет – имеют опыт участия в экстремальных ситуациях, испытуемые второй группы (17 человек), средний возраст – 29 лет – не имеют опыта участия в экстремальных ситуациях.
В результате анализа теста смысложизне ...