Особенности развития мыслительных операций у слепых детей. Развитие аналитико-синтетической деятельности слепых детей.

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности развития мыслительных операций у слепых детей. Развитие аналитико-синтетической деятельности слепых детей.

Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для детей с нарушением зрения характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности -чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сплачиваются и нивелирутся .

Мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизациии.

Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за собой затруднения в сфере восприятия, затрудняют также и операции анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полним отражением свойств и признаков объектов, а с другой – относительной существенностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятствующих формированию целостного образа, в результате чего страдают сравнение и дифференцировка. Эти же причины лежат и в основе трудностей, испытываемых слепыми при выполнении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.

В операции сравнение, основанной на анализе – синтезе, при наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определенные затруднения, особенно на уровне чувственного познания. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно и их сравнению. На операции сравнения основаны классификация и систематизация, т. е. объединение объектов по сходным признакам, их мысленная группировка. Обнаружилось, что часто наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

К операциям мыслительной деятельности относится также абстарирование –отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделении других; обобщение – объединение (сторон) объектов на основе общих существенных признаков; конкретизация – применение обобщенных знаний к частным, конкретным случаям.

В основе всех этих операций лежит анализ- синтез, наряду с которым могут выступать и другие операции, например. Обощение может вестись через сравнение. Упомянутые операции не были предметом специального изучения в тифлопсихологии. однако. исходя из диалектико – материалистического положения о единстве чувственного и логического, а также опираясь на факты, свидетельствующие о трудностях. Испытываемых слепыми при анализе – синтезе, можно с достаточной уверенностью полагать, что дефекты в сфере чувственного познания отражаются в той или иной степени на всех мыслительных операциях.

Таким образом, полная или частичная утрата зрения, сужая сенсоную сферу, затрудняя и объединяя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности мышления слепых.

Возрождение – Обновление
Тринадцатая группа включает в себя символы возрождения, "нового рождения". Она связана с предыдущей группой, поскольку полное превращение человека создает основу для его возрождения, которое в сущности представляет собой не что иное, как "новое рождение", рождение "нового человека" из глубин старой личности ...

Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и проявлениях психологического пола личности
Психологический пол личности формируется в результате интериоризации субъектом полоролевых аспектов социально-исторического опыта, который включает в себя такие проявления культуры, как традиции, обычаи, обряды, инвариантный образ мира представителей одной национальности. Пестрота этносоциальной структуры современного человечества прида ...

Исследование особенностей личности дошкольника методом беседы
Инструкция: Проведите беседу с ребенком, используя вопросник. Вопросник для выявления некоторых особенностей личности дошкольника (прямые и косвенные вопросы) Фамилия, имя ребенка _ Возраст _ Дата проведения беседы « » 200 года 1. Желания и их направленность 1. Что тебе больше всего хочется (самое сильное желание)? 2. Если бы т ...