Особенности развития мыслительных операций у слепых детей. Развитие аналитико-синтетической деятельности слепых детей.

Психологическая информация » Специальная психология » Особенности развития мыслительных операций у слепых детей. Развитие аналитико-синтетической деятельности слепых детей.

Сужение сферы чувственного познания у слепых детей отражается на формировании понятий и оперировании ими. Для детей с нарушением зрения характерной особенностью является расхождение между двумя сторонами отражения действительности -чувственной и логической. В процессе обучения и развития понятий у учащихся эти расхождения сплачиваются и нивелирутся .

Мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизациии.

Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за собой затруднения в сфере восприятия, затрудняют также и операции анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полним отражением свойств и признаков объектов, а с другой – относительной существенностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятствующих формированию целостного образа, в результате чего страдают сравнение и дифференцировка. Эти же причины лежат и в основе трудностей, испытываемых слепыми при выполнении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.

В операции сравнение, основанной на анализе – синтезе, при наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определенные затруднения, особенно на уровне чувственного познания. Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а следовательно и их сравнению. На операции сравнения основаны классификация и систематизация, т. е. объединение объектов по сходным признакам, их мысленная группировка. Обнаружилось, что часто наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

К операциям мыслительной деятельности относится также абстарирование –отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделении других; обобщение – объединение (сторон) объектов на основе общих существенных признаков; конкретизация – применение обобщенных знаний к частным, конкретным случаям.

В основе всех этих операций лежит анализ- синтез, наряду с которым могут выступать и другие операции, например. Обощение может вестись через сравнение. Упомянутые операции не были предметом специального изучения в тифлопсихологии. однако. исходя из диалектико – материалистического положения о единстве чувственного и логического, а также опираясь на факты, свидетельствующие о трудностях. Испытываемых слепыми при анализе – синтезе, можно с достаточной уверенностью полагать, что дефекты в сфере чувственного познания отражаются в той или иной степени на всех мыслительных операциях.

Таким образом, полная или частичная утрата зрения, сужая сенсоную сферу, затрудняя и объединяя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности мышления слепых.

Теоретический анализ проблемы. Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.3 ...

Методика, объект и результаты исследования групповых свойств личности. Содержание методики исследования
В качестве методики исследования использован многофакторный опросник личности (форма 16РF) опубликован Р.Б. Кэттеллом в 1949 г. и с тех пор широко используемый в психодиагностической практике. Данный тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизне ...

Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Задача семейной психокоррекции - ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи, сложности в родственных отношениях или в общении приводят к появлению определенного типа пациентов, у которых сем ...